“Машенька” Набокова

“Машенька” – первое произведение, в котором
Набоков (Сирин) погружается в воспоминания
О “потерянном рае” (жизни в дореволюционной
России) и делает эти переживания предметом
Художественного осмысления.
Конфликт, наверное, придуман все же не им, этот конфликт варьируется
Во всей русской литературе – конфликт “исключительного”
И “обыденного”, “подлинного” и “неподлинного”. Для того, чтобы
Реализовать “вечный” конфликт в романе, нужны были особые художественные
Средства,

особая писательская незаурядность. Проблема
Противостояния в “Машеньке” только декларируется, но не находит
Исчерпывающего решения.
Герой. Первые же строки романа выдают этого необычного героя
В его имени: “- Лев Лево… Лев Глебович?” – имя претендует на то,
Чтобы постоянно вызывать реакцию окружающих и ответную – героя.
“Язык вывихнуть можно”. – “Можно, – довольно холодно подтвердил
Ганин…”. Этот разговор происходит в лифте. Собеседник выдает свое
Толкование имени: “Лев и Глеб – сложное, редкое сочетание. Оно от
Вас требует сухости,
твердости, оригинальности”. И в этом сомнительном
Субъективном толковании есть элемент истины.
Ганин в романе “просвечивается” с разных сторон “сторонними”
Взглядами: хозяйке пансиона он кажется не похожим на других
Молодых людей. Сам герой тоже знает о свой исключительности.
Существует и потаенная жизнь Ганина – в воспоминаниях о прежней
Жизни, в которой его любила Машенька. В воспоминаниях всегда
Присутствует мифологический вымысел, и конкретные образы становятся
Своего рода мифологемой. Такой мифологемой первой
Любви, счастья и стала Машенька.
Узнав о том, что Машенька жива, герой буквально просыпается
В своей “берлинской эмиграции”: “Это было не просто воспоминание,
А жизнь, гораздо действительнее, гораздо “интенсивнее”, – как пишут
В газетах, – чем жизнь берлинской тени. Это был удивительный
Роман, развивающийся с подлинной, нежной осторожностью”.
Мужем Машеньки оказывается Алферов, по роману – его антагонист.
Автор, чтобы противопоставить его Ганину, делает его пошлым,
И пошлость Алферова начинает проявляться уже с первой встречи
Его с Ганиным – это он толкует его имя.
О пошлости позднее Набоков писал: “Пошлость включает в себе
Не только коллекцию готовых идей, но так же и пользование стереотипами,
Клише, банальностями, выраженными в стертых словах”.
Алферова в романе Набоков отмечает неприятным запахом (“теплый,
Вялый запашок не совсем здорового, пожилого мужчины”), внешним
Видом (“было что-то лубочное, слащаво-евангельское в его чертах”).
Ганин по контрасту с ним – здоров, молод, спортивен.
Сюжет. В момент знакомства с Алферовым у Ганина – любовная
Связь с Людмилой, не делающая ему чести. Людмиле в романе отведена
Роль сладострастной хищницы. Роман с Людмилой – это уступка
Со стороны героя пошлому миру берлинской жизни. Ганин мечтает
Вернуть свой потерянный “рай”, теперь уже конкретно обозначенный
В лице Машеньки, его возлюбленной в прошлом, а в настоящем –
Жены Алферова. Он отказывается от своей временной любовницы
(Людмилы) и собирается похитить Машеньку у Алферова, но при этом
Совершает некрасивый, даже подлый поступок (напоил соперника
В ночь перед приездом Машеньки и перевел часы с тем, чтобы
Алферов не мог встретить свою жену). Сам он бросается бежать на
Вокзал, чтобы самому встретить Машеньку. Но в конечном итоге
Он раздумывает и спокойно уходит с платформы, куда должен прибыть
Поезд, в одном из вагонов которого едет Машенька.
Конец мечте. Мечта Ганина, длившаяся всего четыре дня, вдруг
Исчезла, пропала, ушла в мир теней. Тень его мечты исчезла, растворилась
В реальной жизни. Его взгляд привлекает крыша строящегося
Дома. Вроде бы случайная деталь, но подробно описанная, она превращается
В символ реальной жизни, контрастирующий с мечтой
Ганина: “.. .этот желтый блеск свежего дерева был живее самой живой
Мечты о минувшем. Ганин глядел на легкое небо, на сквозную
Крышу – и уже чувствовал с беспощадной ясностью, что его роман
С Машенькой кончился навсегда. Он длился четыре дня, – и эти
Четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни.
Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминание, до конца насытился
Им, и образ Машеньки остался с умирающим старым поэтом
Там, в доме теней (в пансионе), который сам уже стал воспоминанием”.
Он не стал встречать Машеньку и не испытывал при этом угрызений
Совести. Он спокойно отправляется на другой вокзал и уезжает.
Вроде бы концовка звучит оптимистично, но… есть какая-то неувя –
Зочка в развитии сюжета и в его концовке. Герой на протяжении
Повествования пытался “обрести рай”, жил несколько дней воспоминаниями,
А когда эти воспоминания должны были обрести плоть
И кровь, он отказывается от “рая”. Происходит это потому, что воспоминания
Были лишь тенью, а тень не имеет энергии, она не способна
Что-либо изменить. “И кроме этого образа, другой Машеньки
Нет, и быть не может”.
Последняя фраза романа окончательно утверждает, что герой решительно
Отказался от надежды на встречу с прошлым, которое,
Как показывает жизнь, уже невозможно вернуть. “И когда поезд
Тронулся, он задремал, уткнувшись в складки макинтоша, висевшего
С крюка над деревянной лавкой”.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


“Машенька” Набокова