Мастерство писателя в романе «Отцы и дети»

И. С. Тургенев широко известен как один из лучших художников слова в русской литературе, как писатель, тонко чувствующий природу, сумевший передать ее красоту и поэзию, а также как знаток человеческих чувств, исследователь души человека и тонкий психолог. Его художественное мастерство в романе Отцы и дети проявилось и в изображении пейзажа, и в исследовании взаимоотношений героев, и в создании портретов персонажей романа.
Портрет является одним из наиболее ярких средств создания художественного образа. Психологический портрет героя, по которому можно определить также и особенности его характера, мировоззрения, манеры поведения, автор рисует в самом начале романа, знакомя читателей с Евгением Базаровым. Его внешность незаурядна: длинное худое лицо героя оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Это свидетельствует в первую очередь об отношении Базарова к окружающему миру, о том, что этот человек знает себе цену. О крупных выпуклостях просторного черепа И. С. Тургенев также говорит не случайно: модная в то время, хотя и спорная френологическая теория устанавливала связь между особенностями строения головы человека и его психическими особенностями. И наконец, прическа Базарова, его длинные волосы тоже деталь, характеризующая героя определенным образом: длинные волосы могли позволить себе либо люди из богемно-артис-тической среды, либо молодежь нигилистических взглядов. Небрежность Базарова в одежде, безразличие его к своему внешнему виду подчеркивается у автора и тем, во что одет герой длинный балахон с кистями, и тем, как он сам называет это одежонкой. И еще одна деталь, говорящая о демократизме героя, его обнаженная красная рука, рука человека, знающего физический труд. Манеры, стиль общения героя также говорят о его демократизме (он представляется как Евгений Васильев, что не характерно для дворян), о его знании жизни и умении разбираться в людях. Ямщику он дает меткую характеристику толстоборо-дый, легко находит общий язык и со слугами, и с дворовыми мальчишками. А речевая Характеристика литературного героя показывает знание им и народной речи (он часто и к месту вспоминает народные пословицы, приводит устойчивые разговорные обороты), и латинских научных терминов. Изъясняется Базаров точно и кратко, находя нужные, верные слова.
Полной противоположностью Базарову является Павел Петрович Кирсанов, и писатель рисует этот образ художественно ярко и глубоко. В его портрете подчеркнута не только внешняя красота, но и породистость, что соответствует его внутреннему аристократизму. Этому также соответствуют его привычки, манера одеваться даже в деревне у Павла Петровича модный английский сьют, ослепительной белизны манжеты и длинные розовые ногти. Такие детали надолго остаются в памяти читателя и ярко характеризуют героя. Кроме того, действия Павла Петровича неторопливы и тщательны. Тургенев подробно описывает сцену приветствия героем приехавшего племянника и его гостя, подчеркивая душевную размеренность и щепетильность Павла Петровича, его устоявшуюся привязанность к английскому стилю жизни, взятому им за образец. Речь Кирсанова витиевата, насыщена изысканными оборотами, французскими словечками. Позволяя себе некоторую вольность в русской речи, он на самом деле не знает правильного звучания тех же самых русских пословиц (в его изложении за пятьдесят верст киселя есть). Но особенно противостояние героев раскрыто автором в их спорах.
Вслед за А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургенев применяет прием так называемой тайной психологии изображения внутрен-него состояния героев, их душевных переживаний по их внешнему поведению, что отражено в авторских ремарках, показывающих реакцию героев на их спорные утверждения.. Базаров изначально немногословен, не проявляет никакого желания спорить и отвечает небрежно, с коротким зевком, с презрительною усмешкой либо лениво отхлебывая глоток чаю. Павел Петрович явно нервничает, испытывает раздражение, поэтому мимика его лица разнообразна: то у него дрожат губы, то он побледнел, то взмахнул руками, то, наконец, закричал, не в силах более оставаться спокойным. Превосходство Базарова в спорах, его моральное преимущество И. С. Тургенев показывает наглядно и убедительно с помощью изображения поведения героев, хотя Базаров далеко не во всем прав, что и отражено в дальнейшем развитии событий.
Несогласие автора со своим героем проявляется во многом, и Тургенев зачастую показывает это с помощью одной-единственной фразы. Так, Базаров смеется над тем, что Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели, а писатель говорит, что медом разливалась по воздуху сладостная мелодия, и читателю, конечно же, ясно, на чьей стороне автор.
Особенно ярко позиция автора и его художественное мастерство проявляются в описании пейзажа. Пейзаж как художественное средство может использоваться автором в разных целях: как для того чтобы подчеркнуть душевное состояние героя, так и для того чтобы усилить противопоставление. В начале романа, по пути в имение, один и тот же пейзаж вызывает у отца и сына Кирсановых совершенно разное эмоциональное состояние. Николай Петрович любуется весной, связывая с ней надежды на будущее, на духовное сближение с сыном, приходит в возвышенное настроение, цитируя пушкинские строчки. У Аркадия же, напротив, пейзаж вызывает критическое отношение к жизни, он замечает прежде всего нищету и убожество родных мест: низкие избенки под разметанными крышами, покривившиеся хозяйственные постройки, разоренные хозяйства, обтерханных мужичков на плохих клячонках. Даже придорожные ракиты кажутся ему нищими в лохмотьях, а исхудалые коровы только что вырвавшимися из чьих-то грозных, смертоносных когтей. И это связано напрямую с настроением Аркадия, с его мыслями о необходимости преобразований, …но как их исполнить, как приступить? У Базарова сомнений и колебаний в душе, безусловно, намного меньше, он оценивает пейзаж с чисто практической точки зрения, давая дельные советы по необходимым изменениям окрестных мест: что сажать, в какую почву. Это чисто практический подход к природе, объясняемый его афоризмом: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Но такая позиция не устраивает автора, и он неоднократно показывает красоту и величие природы, не допуская такого примитивного практического к ней подхода. Причем для автора важно, что не все люди умеют понимать и чувствовать красоту природы. Николай Петрович человек мягкий и добрый, чувствительный, сентиментальный, и Тургенев показывает, как вечерние сумерки приводят героя к горестной и отрадной игре одиноких дум. Николай Петрович предается воспоминаниям о прошлом, о былой любви к умершей жене, и это вызывает у него беспричинные слезы, и его эмоциональное состояние понятно читателю и вызывает наше сочувствие. В то же время Павел Петрович Кирсанов дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Одной фразой писатель противопоставляет не только эмоциональное состояние, но и характеры братьев, раскрывая их различие через отношение к природе: Павел Петрович не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная на французский лад мизантропическая душа.
И наконец, пейзаж у И. С. Тургенева это еще и средство выражения философских воззрений автора. Это раскрывается особенно ярко в финале романа, где рисуется сельское кладбище, куда приходят навестить могилу сына старики родители. Философское осмысление пейзажа писателем позволяет ему затронуть тему жизни и смерти, смысла жизни человека и памяти о нем, гармонии человека и природы и, наконец, бессмертие души. Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Мастерство писателя в романе «Отцы и дети»


Мастерство писателя в романе «Отцы и дети»