Место поэта в строю

Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи. Не случайно, конечно, что именно «старики» (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы поведения человека на войне.
Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: «…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших». Для молодых война совпала с тем временем, на которое обычно приходится начало сознательной жизни, работы, любви… Их судьба сложилась иначе:
— Семафор на пути отправленье маячит.
— (После поймем — в окруженье прямо!)
— А мама задумалась…
— Что ты, мама?….
— На вторую войну уходишь, мальчик!
Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: «На войне я сформировался и как человек, и как поэт Все я получил сполна — и горечь поражений, и счастье побед «. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.
— Увидеть войну в семнадцать лет — это потрясение навсегда.
— Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
— Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
— На живых порыжели от крови и глины шинели,
— На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
— (С. Гудзенко)
Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:
— В этом зареве ветровом
— Выбор был небольшой, —
— Но лучше прийти с пустым рукавом,
— Чем с пустой душой.
— (М. Луконин)
Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, — П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Место поэта в строю


Место поэта в строю