Мифологическая символика в повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой”

“Прощание с Матерой” – реалистическое произве­дение, в основе сюжета – обычное для тех лет затопле­ние острова с располагающейся на нем деревней, по­скольку на реке строится плотина для электростан­ции. Но писатель использует в повести некоторые ми­фологические образы, которые расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину сим­вола.
Первая же фраза повести задает тему “последней весны”. “Последняя весна” – явное противоречие, если учесть, что в фольклорной символике весна – начало новой жизни.

“Последней” эта весна становится для Матеры. Название острова и деревни также символич­но, так как слово этимологически связано со словом “мать”, а словарь В. И. Даля указывает на значение “ма­терик”. У Распутина же Матера – остров, то есть “учас­ток суши, со всех сторон окруженный водой”. Вода – один из ключевых символов повести: она затопит дерев­ню. В фольклоре существует образ “живой воды”, но в “Прощании с Матерой” вода становится символом смер­ти. По мысли автора, человек искажает основы бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библей­скую тему всемирного потопа,
посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в Библии праведники спа­саются, то у Распутина как раз они-то (бабка Дарья, Бо-годул, Сима, Катерина и мальчик Колька – невинный ребенок) избирают гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире. Тема потопа подчерки­вается и множественными описаниями затяжных, “все­охватывающих” дождей в начале повести. Воде проти­вопоставляется стихия огня, огня “пожирающего”, так­же символа небесной кары: горят поджигаемые беспут­ным Петрухой дома. Перед всемирным потопом прихо­дят знамения, случаются чудеса. Так, бабка Дарья разго­варивает с Богом: “Я седни пришла в себя, а я вслух раз­говариваю. Навроде как кто со мной рядом был, спра­шивал у меня, а я с им говорела”. В другой раз она слы­шит голоса умерших предков.
Символичен и эпизод с кладбищем.
Свое богопротивное, кощунственное дело они называ­ют “очисткой территории”. Старухи изгоняют их, как изгоняют нечисть, называя нехристями. Вспомним пуш­кинские строки:
Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как “без источников” пустыня И как алтарь без божества.
Пришлые люди, “по распоряжению санэпидстан­ции”, покусились на сами основы человеческого бытия. Они не видят в мертвых живых, а вот бабка Дарья даже в избе своей видит живую душ)’. Перед неотвратимым сожжением дома она решает сто “прибрать”. “Не об­мыв, не обрядив во все лучшее покойника в гроб не кла­дут – так принято. А как можно отдать па смерть род­ную избу, из которой выносили отца и мать, деда и баб­ку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?” По мысли Распутина,
В Дарье заключается нравственный идеал, в повести именно она выступает в роли хранительницы народных традиций.
Наиболее ярко мифологические образы проявляют­ся в истории с “царским лиственем”. Слово “листвен­ница” женского рода, но автору, очевидно, важно пока­зать мужское начало этого символа Матеры: “…нет, это был он, “царский листвень” – так вечно, могуче и влас­тно стоял он на бугре заметный почти отовсюду и зпае-мый всеми”. Разумеется, этот образ связан с образом Мирового древа, соединяющего небо и землю. “Неиз­вестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, “цар­ским лиственем”, и крепится остров к речному дну, од­ной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера”. Издревле к нему относились как к святыне и только в новое время стали забывать традицию празд­ничных подношений – так теряется связь с истоками. Гибель Матеры и смерть “Мирового древа” неразрыв­но связаны между собой.
Его рубят топорами, жгут, обливая бензином, – а оно стоит. Даже продуктом человеческой цивилизации – бензопи­лой – не удалось извести листвень. Старая береза – един­ственное дерево, которое листвень допустил расти ря­дом с собой, – несомненно, олицетворяет женское на­чало. Об этом говорит фраза: “…быть может, корни их под землей и сходились”. Не справившись с лиственем, мужики от злости “уронили” березу, виновную лишь в том, что стояла рядом. Погублено женское начало, даю­щее жизнь. Листвень остался не сломлен, “но вокруг него было пусто”.
Пустотой, небытием заканчиваются и дни Матеры – проявляется это в теме тумана, окутавшего деревню. И только слышно, как оплакивает свой остров Хозяин: “…в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, по­несло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина”.
Таким образом, мы видим, что использование мифо­логических символов превращает смерть одной дерев­ни в гибель всего Богом данного мира.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Мифологическая символика в повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой”