«Мильон терзаний» Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова

Новаторство А. С. Грибоедова при создании пьесы «Горе от ума» проявилось в органическом слиянии трагического и комического. Поэтому это произведение исследователи творчества Грибоедова называют «высокой комедией» или трагикомедией. Среди главных действующих лиц нет положительных и отрицательных героев в «чистом виде». Грибоедов обрисовал сложные, неоднозначные характеры. Таковы Чацкий, Софья, в какой-то степени — Фамусов и даже Молчалин. Все эти герои попадают в комические обстоятельства и ситуации. При этом они испытывают душевные муки: рушатся их планы, надежды, терпят крах иллюзии. В финале все основные персонажи напоминают героев и трагедии, и комедии. Каждый из них разочарован, оказывается в драматическом и смешном положении одновременно.
Однако среди участников развязки только Софья и Чацкий испытывают подлинные душевные потрясения, а значит, вызывают сочувствие. По точному определению И. А. Гончарова, дочери Фамусова достался свой «мильон терзаний». В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она умна, наблюдательна, независима, пренебрежительно относится к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Тем не менее, героиня отлично знает неписаные «законы» фамусовского общества и вовремя «подключает» «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому за его «злой язык». Софья соединяет в своей натуре и положительные, и отрицательные черты. Она успешно прошла школу светского притворства и злословия. У нее иногда проявляются барские замашки. Софья, например, сурово обращается к Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Несмотря на сентиментальность, характер у Софьи отцовский — крутой, властный. Противоречия ее характера точно определил И. А. Гончаров: «это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения…»
Героиня начинает страдать уже с первых страниц произведения. Ей приходится скрывать свой роман с безродным Молчалиным. Когда внезапно отец застает ее с возлюбленным, она вынуждена идти на разнообразные уловки и ухищрения. Чтобы выпутаться из критической ситуации, Софья придумывает версию неожиданного столкновения всех участников сцены и сообщает ее отцу:
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног…
Стремясь отвлечь внимание Фамусова от присутствия в ее комнате Молчалина, она сочиняет «страшный сон», который якобы ее испугал.
Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину:
Да что мне до кого? до них? до всей вселены?
… Пойду любезничать сквозь слез.
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Появление Чацкого в доме Фамусовых у Софьи вызывает досаду и раздражение. Она так и говорит: «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» Именно главный герой с его резким языком и скептическим взглядом на Молчалина и на представителей московского общества, значительная часть из которых приходится родней Софье, кажется девушке возмутителем ее спокойствия, а затем и вовсе лишним в ее окружении. Враждебность Софьи по отношению к молодому человеку возрастает, она с гневом обрушивается на него: «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»
Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Ее представления о Молчалине и Чацком далеки от реальности. Молчалин кажется ей романтическим героем. Девушка приписывает ему массу добродетелей, которыми он не обладает. Например, это ее высказывание о Молчалине никак не соответствует действительности: «Молчалин за других себя забыть готов». В отношениях с Чацким героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным. Девушка не желает его понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к нему. Считает его черствым и бессердечным: «Не человек, змея!» Она приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого. Дочь Фамусова отпугивает новый, свободный образ мыслей Чацкого, его остроумие, красноречие. Девушка ошибается, когда видит в Чацком высокомерного выскочку, утверждая, что он «… об себе задумал… высоко». Молчалин устраивает героиню еще и тем, что ему она может покровительствовать, а если выйдет за него замуж, и помыкать им. Секретарь Фамусова соответствует «высокому идеалу московских всех мужей», а с Чацким Софью ожидало бы трудное счастье.
Ложные представления, умственная и нравственная слепота привели девушку в финале к истинному потрясению. С одной стороны, разоблачение Молчалина, прежде всего наносит удар по ее самолюбию: «Иначе расскажу всю правду батюшке с досады…» С другой стороны, героиня прозревает, понимает, что любила человека недостойного. Софью терзает чувство стыда: «Себя я, стен стыжусь». Героиня винит только себя и искренне раскаивается. «Вся в слезах», она произносит свою последнюю реплику: «Я виню себя кругом».
В финале в облике Софьи, несмотря на унизительную сцену, проступают черты трагической героини. Как писал И. А. Гончаров, «… Она загублена в духоте… ей… тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого…» Развязка любовного сюжета стала для умной Софьи «горем», жизненной катастрофой.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова


«Мильон терзаний» Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова