Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Вообще к Софье Павловне трудно
отнестись не симпатично: в ней
есть сильные задатки недюжинной
натуры, живого ума, страстности
и женской мягкости.
И. А. Гончаров
А. С. Грибоедов вошел в историю русской и мировой литературы как создатель гениальной комедии «Горе от ума». Она интересна не только с точки зрения проблем русского общества первой половины XIX века, но и с точки зрения характеров героев. Чаще всего говорят о Чацком. Но и образ Софьи Павловны Фамусовой заслуживает не меньшего внимания.
В литературе того времени он трактовался неоднозначно. А. С. Пушкин считал, что образ Софьи обрисован неясно. Сам автор дает ей следующую характеристику: «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». И. А. Гончаров в своем очерке «Мильон терзаний» относится к Софье с большой симпатией.
Образ Софьи Павловны сложен. Он стоит особняком во всей комедии, не совсем вписываясь в общество Фамусовых и Молчалиных. Но и Чацкий ее отталкивает острым умом, язвительностью и прежде всего тем, что оскорбил в ней чувство любви. Все же она ближе к Чацкому, потому что пороки отца и окружающих еще не совсем привились ей. Сближает их и драматизм положения — у Софьи тоже свой «мильон терзаний», главная причина которых — любовь к Молчалину.
Не спешите, однако, обвинять эту девушку в нравственной и умственной слепоте Это не собственно ее порок, это порок общества, в котором она выросла. Уроки жизни эта юная девушка брала у светских дам. И, хотя ей дали хорошее по тем временам образование, оно не развило ее природной любознательности и способности мыслить и анализировать. Героиня увлекается французской литературой, откуда черпает житейскую мудрость. Естественно, что все ее представления о жизни искажены и романтичны. Софья ищет любви, но ее не привлек бы в этом качестве бойкий, острый на язык и ум Чацкий. Ее коробят его остроты, они оскорбляют ее чувствительность и благовоспитанность. А Молчалин так похож со своей стыдливостью, скромностью на героя сентиментального романа! Сыграло роль и то обстоятельство, что выбор предмета любви был крайне ограничен. И Софья сама начинает роман, с радостью обманывается и восхищается качествами Молчалина, которые вызывают презрение Чацкого:
Чудеснейшего свойства Он наконец: уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, А на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Софья признается, что в нем нет блестящего ума, но это не тревожит ее. Зато волнует другое:
Возьмет он руку, к сердцу жмет.
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.
Мы уверены, что это так. Нравственность Софьи Павловны мы тоже не ставим под сомнение, хотя Молчалин проводит ночи в ее комнате. Она наивно говорит Лизе о их времяпровождении, хотя и понимает, что ее поведение вызовет осуждение. Сама же она в этом не видит ничего предосудительного.
Не приходится также сомневаться в искренности и глубине чувства Софьи. Но этой любви Молчалин обязан не только скромностью, но и бедностью. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не могущему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейное право» — вот ее цель, по мнению Гончарова.
Софья Павловна привлекает нас своей естественностью и простотой, свободой от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она — дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему она оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж — мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви она не увидела, что нужно Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием. Когда именно Чацкий становится свидетелем ее позора, сердце ее разбивается. Это и составляется «Мильон терзаний».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»


Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»