Мир Гончарова (о жизни и творчестве писателя)

И. А. Гончаров был убежден: дело литературы – изображать лишь то, что уже сложилось и отсто­ялось в жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нужда­ется в эпически спокойном изображении”, поэтому и сюжеты всех его романов развиваются сравни­тельно медленно, спокойно, постепенно. В них поч­ти нет резких поворотов действия, запутанной инт­риги, авантюрных происшествий и т. д.
Мир Гончарова – это мир, уже определившийся в главных своих очертаниях, а новая жизнь, пола­гал писатель, слишком нова, она

трепещет в про­цессе брожения. Позиция писателя, как видите, очень отличается от творческой манеры других его великих совре­менников, которые, напротив, часто стремились к воспроизведению того нового, что только появлялось в жизни, что, может быть, другим даже еще не бросалось в глаза. Таков Тургенев в “Отцах и детях”, Достоевский в “Преступлении и наказании”, Л. Толстой в “Анне Карениной” и в “Воскресении”. Мир Гончарова иной. Он консерватор в политике (противник революционных преобразований), но еще больше – в литературе. “…Будем держаться,- писал он,- школы старых учителей и идти проложенным
ими путем, не отказываясь, конечно, от истинных, законных развитий, новых шагов в искусстве…” За­метим: Гончаров говорит о законном развитии (в смысле: разумном, оправданном). Всегда ли это пло­хо? Не будем ни осуждать писателя, ни ставить его выше или ниже других. Он занимает свое место в литературе. Нужен был Тургенев с его быстротой отклика на новые проблемы, выдвигаемые жизнью, но нужен был и уравновешенный Гончаров, кото­рый с эпическим спокойствием воссоздал в своих романах целую эпоху.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Мир Гончарова (о жизни и творчестве писателя)