Мирандолина – характеристика литературного героя

МИРАНДОЛИНА (итал. Mirandolina) – героиня комедииК. Гольдони “Трактирщица” (1753). Хозяйка гостиницы М., отклоняя любовные притязания своих постояльцев – бедного хвастливого маркиза Форлипополи и богатого графа Альбафьориты, очаровывает кавалера Рипафратгу, который называет себя женоненавистником, поскольку ни разу еще не испытывал любви и боится потерять свободу, подпав под влияние женщины. Разработка коллизии сочетает традиции нравоучительной “правильной комедии” и импровизационных спектаклей комедии дель арте. Психологические

мотивировки и морально-этические оценки ситуации условны: формально поступки М. вызваны ее обидой на пренебрежение кавалера. Но основной объект насмешек – самоуверенные заявления Рипафратты, что он способен преодолеть искушения любви и женских чар, т. е. оказаться сильнее законов природы. Усилия М. направлены на то, чтобы доказать кавалеру, что он “из того же теста”, что и все. Амплуа, бойкой субретки, в рамках которого представлен образ М., опирается на черты итальянской маски “серветта” (служанка) и является одним из основных в истории драматургии и театра. Широко представленное у Голь-дони в пьесах
“Ловкая служанка”, “Ключ-ни-ца”, “Экономка” и др., оно находит разнообразные воплощения у Мольера (Дорина, Ни-коль, Туанета и др.), Бомарше (Сюзанна) и др. Интрига, в которой персонаж разжигает своим притворным равнодушием страсть героя, привыкшего отвергать любовь своих поклонников, характерна для европейской драматургии. Она лежит в основе сюжетов испанской комедии “За презрение – презрение” Морето, комедии-балета “Принцесса Элиды” Мольера и др. Первая исполнительница – Маддалена Марлиани (сценический псевдоним – Корал-лина), специально для которой написана пьеса и роль М. Среди знаменитых актрис, игравших М., – Карлотта Маркьонни, Роза Рига-мелли-Сакки и Элеонора Дузе. Успех комедии вызвал десятки переводов и переделок, в том числе авторский вариант “Трактирщица Камилла” (1764), поставленный в парижской Итальянской комедии. Нередко пьеса шла под другими названиями, например “Хозяйка гостиницы” (МХТ, 1914, постановка К. С. Станиславского, он же – кавалер ди Рипафратта, М.- О. Гзовская). По мотивам “Трактирщицы” написано более десятка оперных либретто и поставлен балет “Мирандолина” (1949, Большой театр, музыка С. И. Василенко, балетм. В. Вайнонен, М.- О. В. Лепешинская).



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Мирандолина – характеристика литературного героя