Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»

Работу над романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков продолжал-на протяжении почти двенадцати лет — с 1928 г. до самой смерти автора. В первой версии романа еще не было ни истории Мастера и Маргариты, ни библейских глав — того, что возвышает этот роман над прочими творениями Булгакова. Автор романа много раз менял название произведения, появлялись и исчезали герои, идеи, мотивы. Писатель затронул в своем романе социальные и вечные темы, а одним из главных мотивов, появившихся лишь в поздних редакциях романа, стал мотив прощения, появившийся с героями, способными прощать и быть прощенными.
Прощение — понятие и христианское, и общечеловеческое. Тема прощения затрагивалась во многих произведениях русской литературы, но именно у Булгакова она стала основой его романа, его фундаментом.
На протяжении романа этот мотив возникает неоднократно: прощен сборщик податей Левий Матвей, взятый в ученики Иешуа, прощена Фрида, которой каждый день подносили платок удушенного ею ребенка, Понтий Пилат, прегрешение которого очень и очень велико, заслужили покой, а значит прощены Мастер и Маргарита. Мотив прощения — один из основных в романе, и, чтобы лучше понять его значения нужно остановиться на каждом герое в отдельности.
До встречи с Иешуа Левий Матвей был сборщиком податей и, как следует из романа, человеком жадным, не имевшим семьи и привязанностей, резким и вспыльчивым. Изначально бродячий философ вызвал у Левия Матвея неприязнь, он даже оскорбил его, назвав собакой: «…он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой…».
Но все же именно встреча. с Иешуа меняет всю его жизнь, искренняя вера этого человека заставляет сборщика податей бросить свои деньги на землю и следовать за Иешуа, отказавшись от всего, что у него было до этого. Пилат не может этому поверить: «О, город ЕршаЛаим. Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на доро. гу!»
На первый взгляд, прощает Левия именно Иешуа, позволяет ему следовать за собой, хотя и видит, что его ученик еще очень мало понимает из того, что он говорит: «…ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». На самом деле Иешуа не видит в людях греха вообще, для него все абсолютно чистые, все добрые. «Злых людей на свете нет, — говорит Иешуа Пилату, — есть несчастные».
Левий Матвей прощает сам себе, но только тогда, когда оказывается способен понять свои грехи и осознать неправильность своих поступков. Иешуа лишь исцеляет его душу, заставляет проснуться совесть. То, что делает с людьми и Воланд — отнюдь не добрыми словами и милосердием.
Другая героиня, заслужившая прощение, Фрида.
Она — проклятая женщина, задушившая своего ребенка, мучается уже очень давно. «Дело в том, что когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На она говорила, что ей нечем кормить ребенка».
Избавления для нее, казалось бы, нет, но вмешивается случай, а может быть, Провидение, и Маргарита на балу обещает Фриде помощь, которую и оказывает при первом же представившемся случае «Маргарита вздохнула еще раз и сказала:- Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот плі которым она удушила своего ребенка». В этом отрывке Маргарита выказывает свое поистине милосердие. Фрида получает прощение высших сил, но неизвестно, простит ли она себя от нибудь.
Одной из центральных фигур романа является Понтий Пилат, прокуратор иудейский. В наш романа он уже мучается от одиночества, от постоянных головных болей, он неудовлетворен жизнью. Иешуа сразу же увидел это: «…у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единствен по-видимому, существо, к которому ты привязан…»
Только бродячий философ способен изменить его жизнь, помочь ему так же, как помог Левию, но Пилат оказывается неспособен избавиться от страха, он отправляет Иешуа на казнь, и ст§ пор вынужден мучаться своим поступком бесконечно. «Около двух тысяч лет сидит он на этой полке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница… более всего ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу».
Иешуа прощает его: «…за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать», но к прощению долог — осуществляет его Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя».
Пилат встречается, наконец, с Иешуа, и вместе они идут по лунной дороге. «Прямо к этому протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога…»
Возможно, все, что произошло в Москве, вся жизнь Мастера и Маргариты была направлена на то, что бы Пилат наконец-то был освобожден.
Но и за главными героями романа была вина. Мастер отступил от своей цели, сдался без бор: и сжег рукопись, Маргарита ради возлюбленного пошла на сделку с дьяволом и стала ведьмой, однако, пройдя через все испытания, они были прощены и получили покой: «Он прочитал сочинение и просит тебя, чтобы ты… наградил его покоем… Он просит, чтобы ту, которая любила и ст( из-за него, вы взяли бы тоже…», «…то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас, за вас, — еще лучше».
На страницах романа мотив прощения возникает не раз, но каждый раз прощение влечет за собой разные последствия и полностью меняет жизнь всех персонажей: и Левия, и Фриды, и Мастера, и Maргариты, и Понтия Пилата.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»


Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»