Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор”


Всемирно известная комедия Гоголя “Ревизор” была написана “с подачи” А. С. Пушкина. Считается, что именно он рассказал великому Гоголю историю, легшую в основу сюжета “Ревизора”.
Нужно сказать, что комедию приняли не сразу – и в литературных кругах того времени, и при царском дворе. Так, император видел в “Ревизоре” “неблагонадежное произведение”, критикующее государственное устройство России. И только после личных просьб и разъяснения В. Жуковского пьесу допустили к постановке в театре.
В чем же заключалась “неблагонадежность” “Ревизора”? Гоголь изобразил в нем типичный для России того времени уездный город, его порядки и законы, которые устанавливались там чиновниками. Эти “государевы люди” были призваны обустраивать город, улучшать жизнь, облегчать существование его гражданам. Однако на деле мы видим, что чиновники стремятся облегчить и улучшить жизнь лишь себе, полностью забывая о своих должностных и человеческих “обязанностях”.
Во главе уездного города стоит его “отец” – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он считает себя вправе делать все, что угодно – брать взятки, воровать казенные деньги, чинить несправедливую расправу над горожанами. В результате город оказывается грязен и нищ, здесь творится бесчинство и бесправие, недаром городничий боится,

что с приездом ревизора на него понесут доносы: “О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят”. Даже деньги, присланные на постройку церкви, чиновники успели растащить по своим карманам: “Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял”.
Автор отмечает, что городничий “очень неглупый по-своему человек”. Он начал делать карьеру с самых низов, добился своего положения собственными силами. В связи с этим мы понимаем, что Антон Антонович – “дитя” той коррупционной системы, которая сложилась и глубоко укоренилась в России.
Под стать своему начальнику и остальные чиновники уездного города – судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин. Все они не прочь запустить руку в казну, “поживиться” взяткой от купца, украсть то, что предназначено для их подопечных и так далее. В целом в “Ревизоре” складывается картина российского чиновничества, “всеобще” уклоняющегося от истинного служения царю и Отечеству, которое должно быть обязанностью и делом чести дворянина.
Но “социальные пороки” в героях “Ревизора” – только часть их человеческого облика. Все персонажи наделены еще и индивидуальными недостатками, которые становятся формой проявления их общечеловеческих пороков. Можно сказать, что смысл изображенных Гоголем характеров значительно масштабнее их общественного положения: герои представляют не только уездное чиновничество или российскую бюрократию, но и “человека вообще”, с легкостью забывающего о своих обязанностях перед людьми и Богом.
Так, в городничем мы видим властного лицемера, твердо знающего, в чем его выгода. Ляпкин-Тяпкин представляет собой философа-брюзгу, любящего продемонстрировать свою ученость, но выставляющего напоказ только свой ленивый, неповоротливый ум. Земляника – это “наушник” и льстец, прикрывающий свои “грехи” чужими “грешками”. Почтмейстер же, “угощающий” чиновников письмом Хлестакова, – любитель подглядывать “в замочную скважину”.
Таким образом, в комедии Гоголя “Ревизор” перед нами предстает портрет российского чиновничества. Мы видим, что эти люди, призванные быть для своего Отечества опорой, на самом деле являются его разрушителями, уничтожителями. Они пекутся лишь о собственном благе, забывая при этом обо всех нравственных и моральных законах.
Гоголь показывает, что чиновники – жертвы той страшной социальной системы, которая сложилась в России. Сами того не замечая, они теряют не только свою профессиональную квалификацию, но и человеческий облик – и превращаются в монстров, рабов коррупционной системы.
К сожалению, на мой взгляд, в наше время эта комедия Гоголя также чрезвычайно актуальна. По большому счету, ничего не изменилось в нашей стране – бюрократия, чиновничество имеет то же лицо – те же пороки и недостатки, – что и двести лет назад. Именно поэтому, наверное, “Ревизор” так популярен в России и до сих пор не сходит с театральных сцен.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор”