Направления современного протестантизма

Организационная и вероисповедно — доктринальная картина протестанского лагеря христианства осталась в ХХв. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии: шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения. Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны — от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров) ; от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.
Лютеранство
Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютераство. Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах — Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.
Мартин Лютер (1483 — 1546 гг.) — видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI — XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение » человека, утверждал он, зависит не от выполнения » добрых дел «, таинств, обрядов, а от искренности его веры.
Источником религиозной истины является не » священное предание » (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.) , а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса. «… Лютер, писал К. Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению «.
Основными вероучительными документами лютеранства являются » Аугсбургское вероисповедание » и » Апология «, написанные Лютером и другим проповедником протестантизма — Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви ; второй — мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком.
Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию » дешевой церкви «.
После Первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является » диалектическая теория «, представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Основная идея » диалектической теологии » сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из » внутренней непосредственной встречи » с Богом. Истинная религия — религия Откровения.
Сторонники » диалектической теологии » апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестанской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско — евангелического направления.
Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.
Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально — этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.
Кальвинизм.
На втором месте по численности приверженцев после лютеранства остается как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) — один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.) , добился подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином система протестантизма — кальвинизм — выражала требования «самой смелой части тогдашней буржуазии » (Ф. Энгельс) . Основы кальвинизма — учение о божественном предопределении одних людей к «спасению»и других к «осуждению». Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Ж. Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он «божий избранник». Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета (1553 г.) . Основное произведение Ж. Кальвина «Наставление в христианской вере » (1536 г.) .
Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил «к спасению», т. е. к рабскому блаженству, а других к «погибели» мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.
Таким образом, выходило, что человек достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом.
Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины. Конгрегационализм (от лат. «соединение») сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины — конгрегации. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационамисты полностью первоначально отвергали иерархию.
Наибольшее развитие конгрегационализм получил в Северной Америке. Конгрегационамисты ведут активную проповедническую и миссионерную деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства. Существует в качестве всемирного центра конгрегационамизма Информационный конгрегационамистический собор. Подобное учение, т. е. кальвинизм в целом, подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными. От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом: «молись и работай! » Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях.
Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище «пуритан»(от лат. «purus»- чистый) — ревнителей чистой жизни. Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги, снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина. Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С 9 часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если кто-то дерзал оспаривать учение Ж. Кальвина его постигала кара и даже смерть. Он также выдвигал и политические идеи, говоря, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, разъясняя, что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха, и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуазных революций в ХVI в. в Голландии, а в ХVII в. в Англии выступали под знаменем кальвинизма, учения, которое оправдало борьбу молодой буржуазии против феодального абсолютизма.
Англиканство
Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую.
Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств — Кентерберийского и Йоркского — стоят архиепископы.
Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.
В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий симодальный орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Старокатолики
К протестантам относят и старокатоликов — сторонников отколовшихся от римско — католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную раннее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры — ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви обьединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т. п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.
Меннониты
К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец Менно Симоне. Источником вероучения меннонистов является написанный им»Фундамент истинной христианской веры «. Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед «Священным писанием». Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы: покаяния в грехах, крещение по вере, омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов, ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства.
В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе; имеются меннониты и в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.
Баптизм
Большое место в системе протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип «оправдания верой». Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями ; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви. Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет) . Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип » Жить в мире, но быть не от мира сего «, т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать » небесному жениху » Христу. Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства) , особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность баптистов в нашей стране в целом медленно, но постоянно увеличивается. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР и др.
В 1905г. был создан Всемирный баптистский союз. С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как «братья во Христе», «молодые христиане» и др. В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн. приверженцев этой деноминации.
Квакеры
В 40-х гг. XVIIIв., после того как Г. Фоксом было основано в Англии «Общество друзей и внутреннего света», к нему примкнули многие баптистские группы. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися) . Секта смело отстаивала принципы равенства всех людей, выступала против воинской повинности и т. д. Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что Бог заключен в сердцах людей ; истину следует искать во «внутреннем свете», озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. ом, что Бог заключен в сердцах людей ; истину следует искать во «внутреннем свете», озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала.
Озарение «внутренним светом» означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести «внутренний свет» нужно идти «правильным путем», нужна прежде всего молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. «Внутренний свет» адекватно воплощен в Библии, рассматриваемой квакерами как необходимый источник религиозной истины. Однако она нуждается в интерпретации посредством «внутреннего света», чтобы приобщиться к Святому Духу, который озарял ее авторов. В своей вере квакеры исходят прежде всего из реального опыта богопознания, в т. ч. и тех, кто жил в прежние времена. Браки между квакерами совершаются на основе обещания верности, данном в присутствии старейшин.
Квакеры разработали доктрину абсолютно бескомпромиссного пасифизма, категорически отвергая насилие даже в качестве самозащиты. Поэтому квакеры всегда отказывались брать в руки оружие. Они выступают против внешней роскоши, чинопочитания, не дают клятв, стремятся к максимальной простоте в речи, одежде, поведении, требуют безусловной правдивости и честности во всем, отказа от развлечений. Они широко практикуют благотворительность. На протяжении веков квакеры вели последовательную и энергичную борьбу против рабства, смертной казни, неграмотности, проституции. В настоящее время часть квакерских организаций активно учавствует в борьбе против расизма.
Основные принципы и формы организации, сложившиеся в ХVII в., сохранились и до нашего времени почти неизменными.
Методизм
Одно из крупнейших церковных образований в рамках протестантизма — методизм, сложившийся в п. п. ХVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Кроме традиционных центров — Англии и США, методистские церкви существуют сейчас также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР, и ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране. По вероучению и культу методизм близок к англиканству. Для этого течения характерно принятие арминианской доктрины. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительная черта — строгий централизм. Во Всемирный методистский Совет входит большинство методистских организаций многих стран.
Мормоны
В 1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя «святыми судного дня». Основателем ее был Дж. Смит, с детских лет имевший «видения» и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал «Книгу Мормона», ставшую «Библией» его последователей. В ней написаны любые откровения и завещание последнего израильского пророка Мормона. Вероучение Мормонов базируется на «Книге Мормона» и тех откровениях, которые, мол, непосредственнополучает пророк от Бога. Символ веры Мормонов включает 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и т. п., а также свидетельствующих об особой приверженности традиционной раннеапостостольской церкви. Учение Мормонов включает в себя наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г.
Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Одну из отличительных особенностей взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших Богов, духов. Для того, чтобы стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти. У Мормонов существует своеобразная иерархия, включающая в себя высших священников («генеральные авторитеты») ; высшим священникам подчиняется «коллегия 12 апостолов», затем включаются патриархи, епископы, священники, учителя и диаконы.
Адвентизм
В 30-х гг. XIXв. в США возникла секта адвентистов (от латинского приход, пришествие) . Основателем секты был В. Миллер, предсказавший второе пришествие Иисуса Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, в 1844г. Вера в это является основой вероучения секты. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в ссудный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано адвентистам, которые обрели истинную веру. Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды крещения и причащения. Причем крещение совершается над взрослыми. Обязательной для членов секты является уплата десятины, т. е. десятой части заработка в кассу общины. Характерны для этой общины активная миссионерская деятельность, а также «санитарная реформа», требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело по адвентистским представлениям — » сосуд божий «.
Библия — единственный источник вероучения для адвентистов — рассматривается ими как «слово божье», написанное по вдохновению свыше. Адвентисты делятся на несколько группировок, наиболее влиятельной является секта седьмого дня. Она руководствуется «откровениями» американской проповедницы Елены Уайт о седьмом дне недели — субботе как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др. Адвентисты ведут энергичную миссионерскую деятельность. Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения: адвентисты — реформисты, адвентисты — христиане, общество второго пришествия и др.
Свидетели Иеговы
Эта секта возникла во второй половине ХIХ в. в США. Ее основатель Ч. Руссель предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и Сатаной армагеддоне. Для Свидетелей Иеговых характерно отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Христос, по их представлениям, «прославленное духовное существо», выполняющее волю Бога Иеговы. Свидетели Иеговы отвергают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы и толкуют их примерно так же, как и другие течения христианства. Источником всей жизни, творцом и т. д. они считают Бога Иегову.
Армия Спасения.
У. В 1865 г. методистским проповедником Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. С 1878 г. движение приняло специфические организационные формы, оно было названо » Армия Спасения «. Согласно организационной структуре во главе сект стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны «армия» состоит из «дивизий», «корпусов» и «форпостов». Возникнув на почве методизма, Армия Спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причащение не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Религиозная доктрина Армии Спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства.
Основатель Армии Спасения утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. Отделения Армии Спасения оказывают гуманитарную помощь больницам, детским домам, многодетным семьям и др. Нуждающимся. Большая помощь оказывается беженцам, жертвам межнациональных конфликтов.
«Христианская наука»
В 1866 г. некая Мери Бекер основала церковь «христианской науки». Ее приверженцев называют также сциентистами. М. Бекер удалось якобы открыть «Христов метод исцеления», который основывается на утверждении, что, кроме духа, в мире нет ничего. Все же остальное видимость. Поэтому путь к исцелению от греха и смерти заключается только в том, чтобы выбросить из головы мысли об этих недугах, о грехе, о смерти. Все зло, все беды, утверждают последователи секты, — порождение человеческого воображения. В настоящее время существует около 1600 циентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из Библии и «Книги текстов» (главное произведение М. Бекер) .
«Христианское содружество». Эта секта основана Рудольфом Штайнером и Фридрихом Риттельмейстером. Распространена в Европе и Америке.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Направления современного протестантизма


Направления современного протестантизма