Народная жизнь в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” чрезвычайно ши­роко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некра­сов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: “Народ осво­божден, но счастлив ли народ?”
Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность рос­сийской жизни после реформы 1861 г.
О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они “временнообя­занные” “Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорож­ней волости из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Ра­зутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож”. Со­циальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого “дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями”. Среди крестьян правдоискатели и не пы­таются найти счастливого. Жизнь дореформенной Руси обрисо­вана в песнях “Барщинная”, “Голодная”, “Солдатская”, “Весе­лая”, “Соленая”. Ее олицетворением становится мужик Кали­нушка, у которого
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет.
Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета,

изнурительный труд, произвол властей.
Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняют­ся лучшие народные качества – трудолюбие, сострадание и со­чувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.
Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все мно­гообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто спосо­бен задумываться над своим положением, задавать вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как “покой, богат­ство, честь”. Однако эти критерии ставятся под сомнение с появ­лением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьян­ского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье – во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы, а “картиночки” – духовную ценность.
Еще один тип крестьян – борцы за народ. Таковы Савелий – богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.
Савелий – стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: “Недотерпеть – пропасть, пе­ретерпеть – пропасть”. Савелия не сломили ни каторга, ни жиз­ненные лишения. Он “гнется, да не ломится, не ломится, не валится”. Его слова “Наддай!” звучат призывом к борьбе против угнетателей. Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был ста­ростой, имел все, что надо для счастья: “и спокойствие, и деньги, и почет”. Но защищая народные права, он попадает в острог. Меняется идеал счастья в сознании крестьян:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В сказе “О двух великих грешниках” разбойнику Кудеяру про­щаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевав­шегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.
Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. Но поэт отмечает тенденцию народной жизни – пробуждение сознания крестьян.
В поэме большое место занимает образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична – она от­дельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Не­красова. В Матрене Тимофеевне “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”. Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправед­ливость она отвечает действием, находит выход из самых драма­тических ситуаций. В ней растет протест: “Я потупленную голо­ву, сердце гневное ношу”.
Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:
… иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!
Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он пока­зывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бес­словесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, доб­ровольное рабство. С негодованием он рисует образы “счастли­вого” “холопа примерного Якова верного”, чувствительного хо­луя И пата.
Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян – правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное рас­крепощение крестьян. В главе “Пир на весь мир” появляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова, интеллигента-разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его сча­стье: “Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего”. Гри­ша не боится за “честное дело” пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню “Русь” они не слышат, иначе
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос “Кому на Руси жить хорошо?”


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Народная жизнь в поэме “Кому на Руси жить хорошо”