Николай Степанович Гумилев. Избранные страницы творческого наследия

Цель: Расширить представления учащихся о Серебряном веке русской поэзии; пробудить интерес к уникальной личности Н. С. Гумилева; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус. Оборудование: Портрет Н. С. Гумилева, тексты стихотворений, рм для работы в группах.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. С. Гумилева; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определенному художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; участвуют в аналитической работе в группах.
Форма проведения: Заседание литературного клуба.
ХОД УРОКА
I. Организационный Этап
II. Актуализация Опорных Знаний
Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворений поэтов Серебряного века (См. домашнее задание предыдущего урока)
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. «что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?» — говорил Н. Гумилев.
Личность этого человека интересна и неординарна, биография — увлекательна. что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не а. а. Блок и В. В. маяковский, а поэты предыдущих веков, поскольку его поэзия затрагивает темы, далекие от современности: романтику путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинскую доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом, созданном им самим, мире, потому и стихи его сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюбленным и мечтателям.
IV. Работа Над Темой Урока
1. вступительное слово учителя
— Поэт, переводчик, критик, один из основателей и крупней
Ших представителей поэтического направления, названного акме
Измом. Для Н. С. Гумилева акмеизм открывал возможность вый
Ти от изрядно обветшалой романтики книжного толка, которой
Он отдал изрядную дань в стихах, собранных в его первых книгах
«Путь конквистадоров» (1905); «романтические цветы» (1908),
К действительности. Но не к повседнев
Ной, обыденной — в мире, который от
Крывался в его стихах, действительность
Представала в существенно обновленном
Виде: крупные характеры, предельно на
Пряженное действие, накаленные стра
Сти, яркие краски. Это стихи, где господ
Ствует волевое начало, мужественный ро
Мантизм, героический пафос, благодаря
Которому границы жизни раздвигаются
За «скудные пределы естества»: не слу
Чайно так влечет поэта экзотика дальних
Стран (прежде всего африка, где он бы
Вал — и отнюдь не туристом), где необыч
Ная, избыточная красочность находит Николай Гумилев
Объективное, зримое воплощение. Но пора наивысшего расцвета поэтического дарования Н. С. Гумилева была 3 августа 1921 года неожиданно и жестоко оборвана арестом по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Следствие было недолгим: 24 августа поэту был вынесен смертный приговор, приведенный в исполнение на следующий же день. Нелепость обвинения была установлена впоследствии, послужив основанием для его реабилитации 20 сентября 1991 г.
2. выступление учащихся с «литературными визитками»
О жизни и творчестве н. С. Гумилева
(См. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся по ходу слушания составляют тезисы.)
3. аналитическая работа с текстом стихотворения «Капитаны»
1) Выразительное чтение учителем стихотворения «Капитаны»
2) Аналитическая беседа
— Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический? — Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.
Словарь
Мальстрем — опасное течение (перешло в нарицательное из имени собственного).
Хартия — здесь: старинный документ.
Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.
Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.
Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского (по имени провинции в Бельгии) кружева.
Фелуки — парусное судно.
Фрегат — военный корабль.
Базальт — вулканическая горная порода.
— Какие чувства вызвало стихотворение? можно ли сказать, что
Это «красивое» стихотворение? Почему? — Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта?
Если да, то какие и почему? — Каким предстает перед нами лирический герой стихотворения?
Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот
Человек.
3) Работа над поэтикой стихотворения (в группах)
Задание для 1-й группы. Какими приемами поэт создает образ моря?
Задание для 2-й группы. Какими приемами поэт создает образ корабля?
4) Проблемный вопрос
— Почему героем своего стихотворения поэт выбирает героическую личность — капитана? Подкрепите рассуждения фактами биографии поэта, примерами из его произведений.
5) Обобщение учителя
— Поэт не придерживается стройного сюжета в рассказе о подвигах своего лирического героя: перед нами как бы мозаика, несколько ярких, необычных картин, эпизодов из «повседневной жизни» капитанов, что подчеркивает союз «или». Для поэта не так важно, какие именно опасности поджидают его лирического героя на избранном им дерзостном пути,- важно то, что они серьезны, и то, как капитан встречает их. Ситуации, как бы случайно выбранные поэтом, изображают героя как исключительную личность, характер романтический — и в момент атаки «на вражьи фелуки», и в погоне за исполинскими китами, и во время бунта, когда капитан остается один на один с разъяренной командой посреди моря.
Главную роль в создании образа поэт отводит не только и не столько рассказу о подвигах своего героя, сколько портрету, эпитетам, метафорам, позволяющим изобразить и «безумствующее море», и «клочья пены», и капитана. Важно и сопоставление двух миров («пыль затерянных хартий» и «соль моря»), каждый из которых получает авторскую оценку. Важен и риторический вопрос в финале стихотворения («разве трусам даны эти руки?»), ответ на который не вызывает сомнения.
Экзотический морской пейзаж, на фоне которого Н. С. Гумилев изображает своих героев, как бы подчеркивает исключительность, силу характера поэтического образа.
4. «в поэтическом салоне»: работа с текстами стихотворений н. С. Гумилева по определению уровня читательского восприятия (в группах)
(Учащиеся знакомятся с текстами стихотворений, готовят ответы на вопросы РМ.)
Задание для 1-й группы. «Дон Жуан»
— Форма стихотворения — сонет (какой — английский или итальянский?). что она дает автору?
— лирический герой этого стихотворения пытается примерить на себя образ Дон Жуана (повествование ведется от первого лица), но в то же время концовка стихотворения рисует грустный итог жизни. Какова же мораль стихотворения?
Задание для 2-й группы. «Мои читатели»
— На сколько частей вы могли бы поделить это стихотворение?
— что является предметом гордости Гумилева-поэта?
— Какой человек мог написать это стихотворение? чему в нем он учит своих читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.
Задание для 3-й группы. «Шестое чувство»
— О каком — еще не рожденном — чувстве говорится в стихотворении?
— В чем видит автор стихотворения смысл и назначение поэзии, почему она, по его мнению, так нужна людям?
— Почему в стихотворении, где речь идет об искусстве (красоте), столь обильно представлены образы грубо — вплоть до физио-логичности — материальные?
Задание для 4-й группы. «Заблудившийся трамвай»
— Каков смысл названия стихотворения?
— Охарактеризуйте время и пространство, в котором перемещается герой стихотворения. чем обусловлена неожиданность смены пространственно-временных границ?
— что вносится в стихотворение появлением образа машеньки?
— Как поэт решает здесь тему смерти?
Задание для 5-й группы (для учащихся с высоким уровнем учебных достижений). Исследовательская работаА. а. ахматова писала о своем образе в гумилевских стихах: «Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и лилит, и девочкой, влюбленной в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мертвой, но всегда чужой». Соотнесите эти слова а. а. ахматовой со стихотворениями Н. С. Гумилева «Царица», «Из логова змиева», «Она».
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
1. обобщающая беседа
— Каковы образные средства выражения в поэзии Н. С. Гумилева волевого, мужественного начала?
— Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Н. С. Гумилева африка?
— Выделите и охарактеризуйте приметы романтического стиля в стихах.
2. Заключительное слово учителя
— В жизни и смерти Николая Степановича Гумилева, в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении нет ничего случайного. И быть не
Могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам ее складывал, как складывают книгу. Он, говоря иными словами, сам сделал себя таким, каким остался и в легендах, и в истории отечественной литературы. Он все в себе подчинил Слову, всего себя отдал ему в бессрочное владение. И дальний отсвет этого Слова отразился на стихах по эта, повлиял на его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу.
VI. Домашнее Задание
1. Индивидуальное задание. Интерпретировать понравившиеся стихотворения Н. С. Гумилева или написать сочинение-миниатюру «мой Николай Гумилев».
2. Опережающее задание (2-3 учащихся). Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве а. а. Блока.
3. Подготовить выразительное чтение понравившихся стихотворений а. а. Блока (1-2 стихотврения).


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Николай Степанович Гумилев. Избранные страницы творческого наследия


Николай Степанович Гумилев. Избранные страницы творческого наследия