Новые грани вечно старого мифа о Прометее

Пусть поднимет руку тот, кто не знает миф о Прометея. Те, кто знают — свободны, те, кто не слышал — оставайтесь и послушайте. Итак, теперь, получив полную тишину и одиночество, можно свободно отдаться потоку мыслей в русле античности и старинных легенд и мифов, иногда отвлекаясь на софистику и демагогию. Прометей, большой титан, сын Япета, хитроумен, Тто-Кто-Раздумывает-Заранее. Мы привыкли воспринимать его как защитника людей, нашего помощника, спасателя, просветителя. Ведь именно он принес на землю огонь, вселил в сердца людей надежду, дал нам память, научил различать день и ночь, ход небесных светил, искать и делать металлы, изготовлять целебные мази, собирать врачебные травы, плавать под парусами. Своей добротой к людям титан рассердил Зевса, и верховный решил жестоко его подвергнуть наказанию, приковав к скалам Кавказа.
Такой интерпретацией известного мифа мы обязаны большому трагику, одному из величайших афинских драматургов — Эсхилу. До него этот миф пересказывался обыденно: Прометей был просто хитрецом, который справедливо поплатился за свой обман. Поэт же углубляет этот образ, наделяет титана качествами мужественного героя, защитника слабых, борца-гуманиста.
В те времена Афины да и вообще Греция, которая была к тому времени кучкой разрозненных государств-полисов, переживали взлет и расцвет: то было время, когда греки, сумев объединиться, победили общего врага — персов. Флер этой эпохи известный поэт отобразил в своей трагедии «Прометей прикованный».
Отступая от обычного пересказа мифа, Эсхил поднимает такие проблемы: взаимосвязь власти и насилия (в произведении они получили лицо зевсовых прислужников); слабость и момент выбора (Гефест, который поставлен перед дилеммой: совершить зло другу или пойти против приказа отца); воля года и судьбы, которые неподвластны даже верховным богам (Зевс не знает, что ждет и его); страдание (самого титана, Ио, даже Геры, которая страдает от неверности своего мужчины); смелость и преданность своему делу и взглядам; верность друзьям (Прометей отказывается от помощи родных, чтобы не вызвать гнева своего врага на их головы); и самая удивительная из поднятых проблем — пророчество и знание будущего.
Понимание и толкование последней автор оставляет на собственное усмотрение читателей. Следует отметить, что произведение очень многопланово и, так сказать, не с одним дном, человеку с богатым воображением открывается целый ряд намеков. Я, хотя и не принадлежу к этой категории, вижу аллюзию на борьбу за власть знати с демосом, олицетворением которых есть с одной стороны Зевс и его окружение, а с другой — Прометей и люди, которых он защищает. Также интересным является тот факт, что в трагедии почти нет никаких действий, кроме появления новых действующих лиц: Прометей не сделал ни одного движения от момента его приковывания и к падению в Тартар.
Весь скелет произведения составляют только диалоги и монологи героев, но сила их влияния просто подчиняет. Выдающийся драматург, из значительного творческого наследства которого до настоящего времени дошли лишь крошки, подарил нам истинного Прометея: борца, гуманиста, титана во всем расцвете этого слова. А вместе с ним подарил и надежду на то, что у человечества действительно был (может ли и до сих пор есть) такой защитник от жестокости Богов, для которых мы весьма мелки, чтобы проявлять заботу о нас.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Новые грани вечно старого мифа о Прометее


Новые грани вечно старого мифа о Прометее