Новый завет. Апокалипсис

В «Апокалипсисе» седмеричными образами ярко выражено противостояние сатаны Господу: дьявол и его земные приспешники присваивают себе те черты царственного достоинства, которые присущи лишь одному Богу. Так, во время Небесной Литургии св. Иоанн видел » Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю » (Откр. 5; 6) , сатана же предстает как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим » (Откр. 12; 3) . » Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим » (Откр. 19; 12) — таков Христос — предводитель небесного воинства. Семь рогов Агнца означают » власть, силу, царство » . » Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него » , (Числ. 23; 22) — говорит Валаам, благословляя Израиль. » Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли » , (Втор. 33; 17) — тот же образ рога как силы звучит в благословении Моисея. » Вознесся рог мой в Боге моем » , (1 Цар. 2; 1) — произносит Анна в молитве. Десять рогов сатаны — образ силы противления 10-ти божественным заповедям и в то же время богохульная пародия на Господа.
Антихрист и лжепророк описываются похожими символами: » зверь с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные » (Откр. 13; 1) ; » И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон » (Откр. 13; 11) . Два рога лжепророка — символ агнчей псевдокротости, о которой говорил Иисус: » берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные » (Мф. 7; 15) .
Символ цивилизации, » истлевающей в обольстительных похотях » (Еф 4; 22) , представлен в образе Вавилонской блудницы, опора которой — » красный дракон » (Откр. 12; 3) : » и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами » (Откр. 17; 3) . Для расшифровки образа семи голов зверя — земного воплощения идей сатаны в виде тоталитарной государственности — ап. Иоанн предлагает следующую политическую загадку, для его времени вероятно актуальную: «семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть » (Откр. 17; 9-10) . » Семь гор » — образ Рима и » семь царей » — его императоры. Св. Андрей Кесарийский видел за ними семь наиболее значительных в истории царств. Как бы то ни было, все это стало достоянием далекой истории, но зверь, на котором стояли » семь голов » — » семь гор » назван здесь » восьмым из числа семи » (Откр. 17; 11) . » Очевидно здесь говорится, что даже когда доступные историческому взору тайнозрителя царства, с особыми головами их прекратятся, то не прекратится звериность, которая и будет искать и находить для себя и новые исторические лица, или царства, или вообще политические образования, они и являют собой собирательный образ «восьмого царя» » , — пишет о. Сергий Булгаков. Свв. отцы придавали цифре 8 особое символическое место, это жизнь будущего века, нескончаемый восьмой день в непрестанном богообщении, освещаемый славой Божией, светильник которого — Агнец (Откр. 21; 23) . » Восемь, как семь плюс единица, есть преизобилующая полнота » , — пишет еп. Кассиан. Особое мистическое значение цифре 8 придается и Сивиллиными книгами, где гематрия имени «Иисус» , написанного по-гречески, составляет число 888 — символ преизбыточного достатка в причастии к Божественной жизни. Т. о. восьмой зверь есть образ ничем не сдерживаемого богоборческого притязания сатаны на полное господство как в этом веке, так и в будущем.
Одним из самых загадочных чисел «Откровения» , над разгадкой которого задумывались все христианские поколения, начиная со II века от Р. Х., является гематрия, предложенная св. апостолом как символ звериной власти над миром:
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откр. 13; 18)
» Оказывается много имен, заключающих в себе это число» , — пишет св. Ириней Лионский. Он же » не по недостатку имен, содержащих число имени его (зверя) , но по страху Божию и по ревности к истине » предлагает несколько трактовок (Еванфас, Латинянин и Титан, как наиболее вероятное) . Известны и такие расшифровки гематрии «666» , как «Викариус Филии Деи» («наместник Сына Божия» — титул Папы Римского) , Никон (по вычислению старообрядцев) , «Царь Иудейский» , «Кесарь Нерон» («Kesar Neron» ) . Последние две версии поддерживаются и современными исследователями. Кроме того, значимо и видение за числом 666 троекратного и полного отречения (ср. Ин. 21; 15-17) от Богообщения в пользу плотской, животной, сугубо » человеческой» (Откр. 13; 18) жизни, т. к. 6 — » означает полноту материальности в тварности естества человеческого » . » Число 6 есть символ труда и работы, а 7 — есть символ покоя и отдыха » , замечает Илия Минятий (> 1714) .
Как уже говорилось, число 888 есть символ жизни будущего века, 7 — икономическая полнота даров Св. Духа. Число же, символизирующее » сущностное содержание нормального человека, осуществляющего в жизни то, к чему он был предназначен Промыслом Божиим, можно выразить цифрой «678», где 6 — полнота материального тварного естества, 7 — покой праведной жизни, 8 — стремление достичь покоя со святыми, достичь вечной жизни в единении с Богом » . Т. о. 666 — символ дурной бесконечности, обыденной рутины плотской жизни, замкнутой животной природы человека, недоступной для благодати Божией, которой не ведом и недоступен седьмой » день воскресный» » в духе » (Откр. 1; 10) . Она навсегда остается в том » шестом дне » , в замкнутой земной шестерице дней, которая хотя и » хороша весьма » (Быт 1; 31) , но не является самодостаточной и есть лишь путь через нынешний седьмой День Господень к восьмому дню вечной жизни, когда » ничего уже не будет проклятого » (Откр. 22; 3) и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15; 28) .
Объем данной работы не позволяет раскрыть все многообразие числовой символики, заключенной в «Откровении» . Достаточно будет сказать, что по значимости в тексте после семеричной символики следует двенадцатиричная (частота упоминания — 23 раза) , а затем троичная (41 раз) и четверичная (31 раз) , как связанные между собой.
В Св. Писании число двенадцать означает полноту Божьего народа. С этой точки зрения следует толковать и все образы, связанные с этим числом. 24 старца пред престолом Божиим (Откр. 4; 4) и есть совокупное предстояние Ветхозаветной и Новозаветной церквей (вопрос являются ли они прославленными человеками или же ангельскими силами наравне с 4-мя животными решается по-разному) . 144,000 » запечатленных » » сынов Израилевых » (Откр. 7; 4) и девственников (Откр. 14; 3) есть так же двенадцатиричный образ, где 1000 — знак неопределенно большого количества (ср. Откр. 20; 3) ) , означающий число святых Вселенской Церкви. К Церкви же относится и образ » жены, облеченной в солнце » с » венцом из двенадцати звезд » (Откр. 12; 1) . » Святый Иерусалим » , нисходящий » с неба от Бога » (Откр. 21; 10) так же весь наполнен двенадцатиричной символикой, обобщая которую можно говорить о символе победы упорядочивающей благодати над энтропией, о воцарении Церкви во всей ее красе среди последних островков хаоса и несовершенства (Откр. 21; 8,27) .
В философских и мифологических текстах древности триады обозначали некое активное формообразующее начало, приводящее в порядок косную субстанцию и противостоящую хаосу и распаду (напр. «Единое, Ум и Душа» Плотина) . В «Откровении» упоминание триад связано в основном с распадом и разрушением (поражение третьей части стихий в гл. 8; смерть третьей части людей от трех язв (Откр. 9; 18) ; падение третьей части звезд-ангелов, увлеченных хвостом дракона (Откр. 12; 4) ; возвещение тремя ангелами близкого суда (Откр. 14; 6-12) ; выход трех духов нечистых из уст лжепророка (Откр. 16; 13) ; распад Вавилона на три части (Откр. 16; 19) ) . Т. о. разрушающиеся триады отражают здесь с одной стороны распад основных форм существования прежнего мира, переживание миром состояния хаоса первых дней творения; а с другой — переход космоса к преображенному состоянию (» се, творю все новое… » (Откр. 21; 5) ) , лишенного греха и хаоса, привнесенного непослушанием Божьей воле (Откр. 12; 4) . Тогда » смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. » (Откр. 21; 4) .
Если триады обозначают начало, придающее смысл и форму косной аморфной материи, то » число 4 в каббалистической символике означает стихийные начала » . Так 4 животных (Откр. 4; 6-7; Иез. 1) , стоящих рядом с престолом Божиим, » соединяют в себе основные образы тварноживотной жизни, которые призваны в 5 и 6 день миротворения (отсутствуют лишь рыбы) » . » Власть над четвертой частью земли » (Откр. 6; 8) , данная всаднику на бледном коне, говорит о подвластности природы, космоса князю мира сего. Так же можно истолковать и упоминание » четырех Ангелов, которым дано вредить земле и морю » (Откр. 7; 2) . » Четыре Ангела, приготовленные… для того, чтобы умертвить третью часть людей » (Откр. 9; 15) — апокалиптический символ взбунтовавшейся стихии (4) , выходящей из-под контроля разумного начала (3) — людей, которые из-за неспособности властвовать не только над землею (Быт 1; 28) , но и над собственной природой, впадают в зависимость от резонирующих хаотических начал и как следствие погибают.
Взаимное переплетение чисел 3 и 4 в «Откровении» и есть символ сочетания и взаимовлияния активной силы и страдательной материи, субъекта (3) и объекта (4) . Как уже было замечено, все седмицы (печати, трубы, чаши) неизменно делятся на две части: 4+3=7, причем сходные по значению события 4-ех труб и чаш относятся именно к разрушению природы. Двенадцатиричные образы так же распадаются на 4 триады: 4х3=12 (Откр. 21; 13,16) .
За рамками этой работы остаются временные промежутки, встречающиеся в тексте «Откровения» , и требующие дополнительного анализа.
К сожалению пророчества «Апокалипсиса» в догматическом плане мало разработаны и восприняты церковным сознанием, что » выражается, в частности, в отсутствии церковных чтений из Апокалипсиса » и вызвано общей неоднозначностью его образов, одни из которых не имеют себе аналогов ни в Новом, ни в Ветхом заветах, другие ярко очерчены только здесь. Поэтому «Апокалипсис» сейчас более, чем когда-либо требует именно всестороннего догматического исследования, что сможет дать ответы на многие животрепещущие вопросы современной церковной жизни в плане этическом, экклесиологическом, эсхатологическом и даже общеполитическом.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
(Евр. 4; 12-13)
После поверхностного ознакомления с «Откровением» может сложиться мнение о том, что это книга страшная, кровавая и даже жестокая. Именно таково отношение к заключительной книге Библии у большинства обывателей. «Апокалипсис» стал синонимом смерти и ужаса. Но именно здесь в не меньшей степени присутствует и торжество мира, истины, добра и справедливости, свершение упования всех концов земли, когда мир становится таким, каким он задуман Создателем изначально. Важность «Откровения» состоит и в том, что события этого мира мы видим в перспективе небесно-земной. Это дает возможность ощутить действенность Божьего промысла, Который ведет мир в Свое царство, к Своему воцарению (Откр. 11; 17) среди людей » и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их » (Откр. 21; 3-4) . И мужественным ответом на неизбежность наступления предреченной тайнозрителем последней битвы с дьяволом и его поклонниками будут слова ап. Иоанна : «Ей, гряди, Господи Иисусе! » (Откр. 22; 20) .


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Новый завет. Апокалипсис


Новый завет. Апокалипсис