Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского

В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема в произведении — это данность, предмет речи, а проблематика — сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека.
Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения — важнейшие понятия с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.
Итак, проблематика — это комплекс проблем. В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне («Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана («Братья», «Памяти матери», «По праву памяти»), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих («К обидам горьким собственной персоны…»).
Тема войны вообще очень важна для Твардовского. Нужно отметить, что в «Василии Теркине» автор не поднимает нравственную проблему убийства на войне. Поэтому мы и не можем, по прочтению поэмы, составить свое мнение о позиции Твардовского по этому вопросу.
Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано в 1945-1946 годах. Парадоксальная первая строчка обращения мертвого человека к живым сразу определяет весь тон произведения. Пребывание в небытии, там, «где корни слепые ищут корма во тьме», «где с облачком пыли ходит рожь на холме», описано не таинственно, а просто и безнадежно. Смерть, по Твардовскому, — это место, откуда не возвращаются.
Стихотворение представляет собой обращение лирического героя к живым. Сам он, русский солдат, погиб под Ржевом. Отрада у мертвых одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Твардовский не видит в смерти солдата трагедии. Трагедией для него стала бы победа немцев в войне. Большинство глаголов стоит во множественном числе, что указывает на обобщение: падший воин говорит от лица всех погибших. Значимость одной личности перед лицом врага и смерти приумаляется. Его уход — ничто во всечеловеческом масштабе. Такой вывод напрашивается по прочтению этого стихотворения.
В другом произведении — «Я знаю, никакой моей вины…» — проблема войны рассматривается уже с точки зрения живого, вернувшегося с фронта человека. Чувство вины и ответственности за окружающих — главное в стихотворении. Повисающая концовка «все же, все же, все же…» только усугубляет ощущение безысходности. Лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.
В своей поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос забвения. Вслед за Ахматовой он призывает не забывать то, что было, не закрывать глаза на правду. В цикле «Памяти матери» помимо темы забвения всплывает также и проблема смерти и преемственности поколений. Все произведение проникнуто грустью и безысходностью: лирический герой навсегда прощается с умершей матерью.
Наиболее проникновенна последняя часть цикла. В ней Твардовский использует двойной символ перевозчика-водогребщика. С одной стороны, это персонаж из народной песни, которая пелась при прощании дочери с матерью. Считалось, что если дочь выходила замуж за человека с другого берега реки, то она уже никогда не увидится с матерью:
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…
С другой стороны, этот образ ассоциируется с древнегреческим Хароном, перевозчиком душ в царство мертвых. После смерти матери лирический герой остается последним связующим звеном между будущим и прошлым. Он — следующий. Поэтому в самом конце произведения он просит перевезти его «на ту сторону», «домой», туда, куда ушла его мать.
Этические вопросы поднимаются поэтом в стихотворениях «К обидам горьким собственной персоны…» и «Что нужно, чтобы жить своим умом?»
По сути, два этих стихотворения — это совет умудренного опытом человека, поэта следующим поколениям. Основной девиз: «быть самим собой», «найти себя в себе самом И не терять из виду». Твардовский учит быть твердым, не сходить со своей дороги, быть суровым к себе, а не к людям, любить свой труд и честно работать. И самое главное, он советует с юмором относится к смерти:
…Он все равно тебя врасплох
Застигнет, час летальный.
Аминь! Спокойно ставь печать,
Той вопреки оглядке:
Уж если в ней одной печаль,
Так, значит, все в порядке.
В своей лирике Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского


Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского