О творчестве В. В. Маяковского

Маяковский был больше, чем кто-либо другой, характерен для своего времени и трудно понимаем из иной эпохи.
Начало поэтической деятельности Маяковского совпало с общемировоззренческим кризисом первого десятилетия XX в., с его крушением этических идеалов и понятий. Из всех возник­ших на этой почве модернистских течений Маяковского при­влек футуризм с его анархическим бунтарством, ниспроверже­нием старых кумиров и стремлением к новаторству в форме.
Раннее творчество Маяковского имеет антибуржуазную на­правленность. Поэту противны покорность, сытость, мещанст­во. Не приемля мир, современный ему, Маяковский переносит свои чувства и на человека. Зрение его избирательно: будущий пролетарский поэт не обращает внимания ни на рабочих, ни на крестьян. Для него истина в том, что есть какой-то буржуазный усредненный тип – “два аршина безлицего розоватого теста”,
Только колышутся спадающие на плечи
Легкие складки лоснящихся щек.
Маяковский сатирически изображает обывателя, который для него – символ всего старого мира (“Нате!”, “Вам!”).
В дореволюционных стихах Маяковского нет ни сочувствия, ни сострадания “маленькому” человеку. У обрюзгшего обывате­ля только тело большое – туша, а все остальное: душонка, стра­стишки, любвишки – мелкое. Утопическое воображение Мая­ковского лишь в будущем видит “нового”,

“идеального” челове­ка. Поэт надеется, что
Он,
Свободный,
Ору о ком я,
Человек – придет он,
Верьте мне,
Верьте!
Этот человек наново пересоздаст мир, в котором все будет иное: природа, города, искусство, мораль. Маяковский связы­вал понятие о новом мире с образом человека-титана, свобод­ного от прошлого.
В ранний период творчества Маяковский способен выразить боль и страдание, донести эти, тогда еще живые чувства до дру­гих. В трагедии “Владимир Маяковский” он пишет о “себе, любимом”, потому взволнованность не декларативна, искрен­ность – не притворна. Образ страдающего человека обретает поэтическое завершение в поэмах “Человек” и “Облако в шта­нах”. Источником страданий поэта является не только неуст­ройство мира, но и любовь (“Послушайте!”, “Флейта-позво­ночник”, “Люблю”):
И только
Боль моя
Острей –
Стою,
Огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви.
Первая мировая война углубила понимание Маяковским не­состоятельности буржуазного мира. Мотив страдания человека приобретает всеобщий масштаб, проблема “человек и Вселен­ная” находит конкретное выражение в проблеме “война и мир” (поэма “Война и мир”).Революция для Маяковского стала возможностью реализа­ции всех его желаний и утопий: уничтожения буржуазного мира, ниспровержения старого искусства, старой морали:
Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее “Прежде”.
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
До последней пуговицы в одежде
Жизнь переделаем снова!
Принимая идеалы революции, Маяковский увидел вместе с тем ее двуликость и противоречивость (“Ода революции”), а за­тем и искажение идеалов свободы, человечности, демократии. В его творчестве начинают параллельно развиваться две линии: утверждающе-оптимистическая, прославляющая революцию и социалистическое преобразование жизни (“Хорошо!”, “Влади­мир Ильич Ленин”, “Комсомольское”, “150000000”, “Во весь голос”), и сатирически-обличающая, направленная против бю­рократизма, советского чиновничества, против советской обы­вательщины и мещанства, которые оказались ничем не лучше буржуазных.
Революция изменила поэтический голос Маяковского. “Бес­ценных слов мот и транжир” в поэме “Пятый Интернационал” так формулирует идею поэтического языка:
Я
Поэзии
Одну разрешаю форму:
Краткость,
Точность математических формул.
Если исходить из аксиомы, что поэзия – голос души, то вряд ли душа говорит формулами. Маяковский все меньше остается поэтом, все больше превращается в гениального конструктора и оратора, которому нужен разум, острое зрение, но не обяза­тельна душа. Маяковский лукавит, когда говорит, что “наступал на горло собственной песне”. Его трагедия была в том, что Пес­ня исчезла, ее место заняли плакат, лозунг, площадная декла­мация. Его стремление соответствовать времени выливалось в отклик на каждое событие в стране (добыча руды, субботник, строительство нового завода или города).
Поэт понимал, что его личность, его творчество будут вызы­вать споры и через десятки лет, что вряд ли можно будет одно­значно оценить все, что он написал:
Будет
С кафедры лобастый идиот
Что-то молоть о богодьяволе.
Склонится толпа,
Лебезяща,
Суетна.
Даже не узнаете –
Я не я:
Облысевшую голову разрисует она
В рога или в сияния.
В итоге было божье – огромный талант, вылившийся в гени­альные строки. Было и дьявольское – стремление служить боль­шой, но ложной идее, лишившей эти строки души.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
О творчестве В. В. Маяковского