О характере идеала Тургенева

Материал романа дает возможность вынести вопросы: способен ли Базаров на сильное чувство и выдерживает ли он проверку любовью? Тургенев показывает Базарова как человека оольшой души, сильно и глубоко чувствующего. Но «апофеоз» личности героя соединяется с критикой воззрений на сферу чувств всего поколения новых людей. Причем «в принципах критического изображения Базарова нашли прихотливое отражение и тенденциозность писателя и его честная объективность». Объективность в том, что писатель увидел активную позицию новых людей и оцепил ее как их силу. Базаров пытается преодолеть тяжелые переживания, деятельно ищет выхода, сохраняет человеческое достоинство. Объективность и в том, что Тургенев верно уловил еще до крайних выводов Писарева то зерно утилитаризма, которое содержалось в статьях Чернышевского и. Добролюбова, И верно оценил это как односторонность. Но писатель спорит, борется с этими идеями, его решение проблемы тенденциозно.
Когда в XVII главе Тургенев дает обобщенную характеристику отношения Базарова к. любви, он подчеркивает упрощенность мыслей героя, их несоответствие истине. Недаром он на протяжении одного абзаца несколько раз отмечает противоречие между мыслями и чувством Базарова, которое мучит и бесит, вызывает изумление и негодование, возмущает гордость и заставляет героя забываться в мечтах. Размышляя над этим отрывком, учащиеся должны не только увидеть, как изменился Базаров, но и понять за этим авторскую позицию, спор Тургенева с разночинцами, защиту «романтизма».
Обратимся к сцене вечернего объяснения Базарова с Одинцовой. Как в ней проявились взгляды автора? Романтическое восприятие Базаровым всего облика любимой («Он взглянул на нее…» и т. д.), на воздействие таинственной красоты природы, на то, что Базаров говорит здесь серьезно о самом сокровенном и произносит слова, неожиданные для самого себя, о красоте, счастье, самоотверженности. Важно и то, что немногие авторские ремарки, вкрапленные в диалогическую сцену, не только говорят о том, что может увидеть наблюдатель (позы, жесты, мимика), но и прямо раскрывают состояние Базарова: «Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою прекрасною женщиной», «Сердце у него действительно так и рвалось». Такого комплекса самых сильных средств проникновения во внутренний мир удостаиваются у Тургенева только герои с наиболее богатым духовным миром.
Всем дальнейшим ходом сюжета Тургенев доказывает, что даже такая незаурядная натура, как Базаров, не может силой своей воли преодолеть страсть. Возвышает это или развенчивает Базарова? Когда Базаров вызывает большее сочувствие, побеждая в споре Павла Петровича или безуспешно пытаясь победить самого себя? А ведь читательское сопереживание вызвано тем, что Базаров во второй половине романа оказался ближе и самому автору. Убедиться в этом учащиеся могут, определив, чьими глазами смотрит повествователь на происходящее в сцене дуэли. А учитель добавит, что во второй части романа Тургенев отдает Базарову многие собственные мысли — о сравнении человеческой жизни с вечной и бесконечной Вселенной, о бездне, готовой ежеминутно раскрыться перед ним (см. стихотворения в прозе «Разговор», «Природа», «Старуха» и др.).
Базаров привлекает читателей тем, что он честен с самим собой, ясно отдает себе отчет в происшедшем, злится на свою боль и пытается бороться. Это героическая, но и безнадежная борьба, что-то В нем надломилось. Надлом виден в разговоре Базарова с Аркадием, например, в мыслях о собственном ничтожестве, о неизбежности смерти, которая обессмысливает борьбу, о том, что человек хуже самой злобной клеветы на него. Не только конфликт «отцов» и «детей» гонит Базарова из родительского дома, немалую роль играет здесь его психологическое состояние.
Некоторые поступки оказываются недостойными Базарова. При всей его честности он иной раз пытается обмануть самого себя: заезжает к Одинцовой как будто бы для того, чтобы сообщить Аркадию о дуэли, но ради встречи с Анной Сергеевной (даже платье уложил сверху).
А вся история с дуэлью? Мог бы Базаров в первой части романа, презирающий аристократов и их принципы, участвовать и такой аристократической комедии? А теперь он равнодушно подвергает свою жизнь опасности, хотя и одерживает моральную победу.
Самая смерть героя психологически мотивирована в романе подавленным состоянием Базарова и тоже служит раскрытию авторской оценки: в ней соединены трагическая неизбежность И героическое, — активное, возвеличивающее человека начало.
Иран или нет Тургенев в своем понимании любви? Вопрос может вызвать дискуссию и заставить шестнадцатилетних читателей вдуматься над тем, как соотносятся чувство и воля, разум чемпиона, возможно ли подчинить себе страсть пли она неизбежно порабощает человека. Стал бы Базаров выше, если бы ему удалось подавить в себе чувство (при разговоре о любви Рахметова можно будет вернуться к этому вопросу)? Только ли катастрофа неразделенная любовь или и она обогащает человека? Можно ли согласиться с Тургеневым, который в стихотворении в прозе «Воробей» сказал: «Любовь… сильнее смерти к страха смерти.- Только ею, только любовью держится и движется жизнь»? Как соотносится с этим финал романа «Отцы и дети»: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!»? Что означают слова о вечном примирении и жизни бесконечной?
Слова эти многозначны. Они напоминают о бунте Базарова против законов природы, против краткости человеческой жизни. Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны. Но и мятежность бунтующего сердца тоже вечная ценность. В постановке и решении этой проблемы Тургенев — гуманист.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: О характере идеала Тургенева


О характере идеала Тургенева