Образ Чацкого по произведению И. А Гончарова

Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется к “свободной жизни” и требует “службы делу, а не лицам”.
Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздроженнго какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет.
Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком “сочувствия живого”, и уехать, увозя с собой только “мильон терзаний”.
“Мильон терзаний” и “горе”!- вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим : ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверено. Но борьба его истомила. Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает

во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.
Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Александр Андреевич точно ” сам не свой”, начиная с монолога “о французике из Бордо”,- и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только “мильон терзаний”.
Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его “мильон терзаний”, он бы, конечно, сам сделал себе вопро c: “Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?” И, конечно, не нашел бы ответа.
Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную. Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку : просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Его идеал “свободной жизни” определителен : это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – “вперить в науки ум, алчущий познаний”…
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. И кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела – будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике – на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы : от совета “учиться, на старших глядя”, с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к “свободной жизни” вперед и вперед – с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состариться когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Образ Чацкого по произведению И. А Гончарова