Образ народа в романе «Евгений Онегин»

В. Г. Белинский сказал о романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», что это произведение является поистине народным произведением, настоящей энциклопедией русской жизни. В своем романе Пушкин, благодаря образу Татьяны Лариной, ярко изобразил народные русские традиции, показал народный дух, народное самосознание. В первой главе романа «Евгений Онегин» поэт показывает читателю начало трудового дня в Петербурге, при этом противопоставляя его жизни дворянства. Работающие люди рано встают и направляются на работу, а в тоже время дворянин Онегин едет отдыхать после шумного бала:
— «Что ж мой Онегин? Полусонный
— В постелю с бала едет он:
— А Петербург неугомонный
— Уж барабаном пробужден.
— Встает купец, идет разносчик,
— На биржу тянется извозчик…».
Противопоставляя образ жизни петербургского дворянства образу жизни трудового народа, Пушкин подчеркивает, что дворянство ведет паразитический образ жизни, предаваясь различным утехам и празднествам. Народным в романе также является созданный Пушкиным образ няни Татьяны Лариной. Няня Татьяны добрая старушка, которая заботливо и преданно относится к своей любимице. Благодаря няне Татьяна Ларина узнала и полюбила народные поверья, песни, рассказы, традиции. Благодаря рассказам няни Татьяна полюбила русскую природу. Когда на душе у Татьяны неспокойно, то няня всегда могла ее утешить:
— » Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
— Поговорим о старине». — «О чем же, Таня?
— Я, бывало, Хранила в памяти не мало
— Старинных былей, небылиц
— Про злых духов и про девиц…».
Из рассказов няни Татьяна узнает, как в старину царило полное подчинение воле родителей, верность мужу, хотя иногда и не любимому человеку:
— «И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь».
— «Да как же ты венчалась, няня?»
— «Так, видно, Бог велел.
— Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…
— А было мне тринадцать лет…
— Я горько плакала со строга,
— Мне с плачем косу расплели
— Да с пеньем в церковь повели».
Именно нянины рассказы и воспитали в Татьяне такие чувства, как верность, необходимость исполнения своего долга. Как мы увидим далее в романе, это сыграет свою роль в жизни Татьяны. Также образ народа показан в песне, которую поют дворовые девушки, когда заняты сбором клубники в саду. Пели они по приказу: «…И хором по наказу пели… Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели..», но в самом пении, в исполнении песни присутствуют искренность, которая была присуща русскому народу. В пении девушек просматривается желание быть счастливыми, стремление к осуществлению своих мечтаний. Через образ ключницы дома Анисьи, Пушкин показывает, что народ относится с уважением к своим хозяевам:
— «И старый барин здесь живал;
— Со мной, бывало, в воскресенье,
— Здесь под окном, надев очки,
— Играть изволил в дурачки.
— Дай Бог душе его спасенье,
— А косточкам его покой
— В могиле, в мать-земле сырой!».
Однако, уважительное отношение к себе заслуживали лишь те хозяева, которые также относились к своим работникам. Например, к Онегину, Анисья относится без уважения, с полным равнодушием. И все-таки самым главным образом, благодаря которому читатель ощущает народность произведения «Евгений Онегин», является образ Татьяны Лариной. Татьяна и другие, менее яркие народные образы помогают нам ощутить жизнь народа той эпохи, понять народный характер, народную мораль.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Образ народа в романе «Евгений Онегин»


Образ народа в романе «Евгений Онегин»