Образ Родины в лирике С. Есенина

Всероссийская слава пришла к Сергею Есенину как поэту народному, происходившему из социальных низов. До Есенина тема русской деревни раскрывалась как бы сверху вниз. Поэтому его поэзия связывается с новым этапом в русской литературе, когда народная творческая стихия получила своего выразителя. Первоначально поэтический мир Есенина складывался на основе фольклорных традиций и песенных мотивов. Постепенно в его творчестве важное значение получают социально-психологические и философские моти-вы.
Особенность поэтической манеры Сергея Есенина включала в себя изобразительность художественного мира, наполненного своеобразной сказочной яркостью, декоративностью образов, народной экзотикой. Также эмоциональность его лирики сопровождалась свое-образной русской грустью. Источником этой грусти может быть религиозная традиция, четко противопоставляющая идеальный небесный мир и несовершенный, грешный, земной мир.
Русская душа, тесно связанная с Родиной, не вмещается в тесные рамки. Отсюда харак-терное для русского человека бессознательное томление по иному миру. Невозможность достижения этого иного мира проявляется в двух крайностях русской культуры: монаше-ском аскетизме, основанном на целенаправленном отказе от земного, и анархическом раз-гуле, стремлении к прожиганию жизни. Все эти особенности русской души нашли отра-жение в раскрытии темы Родины и ее образа в лирике С Есенина.
В 1916 г. выходит его первый поэтический сборник «Радуница», центральным образом которого является крестьянская Россия. В этой книге проявляются религиозная сосредо-точенность на внутреннем мире личности и праздничные мотивы народной песни («Под венком лесной ромашки…», «Подражанье песне…», «Матушка в купальницу ходила…» и др.).
Уже по первым строкам стихотворений поэта разлита сердечная теплота и неприкрытая любовь к родному краю. Такой образный мир возникает в стихотворении «Русь» (1914). В нем встречаются и картины сельского быта, и образы русской природы, и религиозные образные детали. Они соединяются характерными есенинскими интонациями и лексикой сентиментально-разговорного стиля: «избенки», «застрехи», «глазки», «заморозь» и т. п. Свои чувства лирический герой выражает непосредственно, эмоционально-обостренно:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, Есенин на протяжении всего творчества одно из центральных мест своей поэзии отводит образу природы, который по-лучает воплощение, близкое к фольклорному.
В стихотворении «Запели тесаные дроги…» (1916) раскрывается двойственность образа России. Здесь он конкретизируется среди равнин, часовен, колоколен, овсяных полей, ко-выльных степей. Образ Руси пронизан субъективным, любовным и оттого необычайно внимательным и даже ревнивым отношением поэта. Он «болен» своей любовью, не может скрыть ее:
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, к ко-торым бережно и трепетно относится поэт. Это и есть малая родина, где его корни, лю-бовь к которой он пронесет через всю жизнь. Деревня стала для Есенина религией, а рус-ская изба — своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Называя себе «последним поэтом деревни», лирический герой («Я последний поэт дерев-ни…», 1920) вглядывается в будущее уже не с ожиданием обновления, а сознавая, что ста-рый мир уходит безвозвратно, разрушается. Его связь со старым деревенским бытом, рус-ской природой оказалась действительно неразрывной. Вслед за гибелью прошлого Руси он предчувствует и свой «двенадцатый час».
Приметы сельского пейзажа: «дощатый мост», березы, поле, «злак овсяный» — называются им с прощальной грустью. Они ждут «железного гостя», готовясь перейти в «чужие руки». Поэт прощается со своим родным краем.
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» (1925) построено на антитезе «старое — новое», «полевая Россия» — «стальная» Русь. Будущая мощь России возвышается им в про-тивовес ее прежней нищете, которую, любя, проклинал не он один.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней о России. Чувство родины — основное в его творчестве, о чем поэт неоднократно говорил сам. Образ Родины в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых складывалось для Есенина понятие России: дерев-ня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье дышать и жить. И одно сокровенное чувство не исчезнет, несмотря ни на что, — «чувство Родины».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Образ Родины в лирике С. Есенина


Образ Родины в лирике С. Есенина