И. А. Бунин, хорошо знавший жизнь русской деревни, свои первые произведения посвятил именно сельским жителям. Многие темы его рассказов, стихов, повестей связаны с Орловской губернией, где прошли детские и юношеские годы писателя.
Уже первые рассказы Бунина свидетельствовали об острой реакции автора на разорение помещичьих имений и на безвыходное положение крестьян, вынужденных влачить жалкое существование. В увядании «дворянских гнезд», по мнению Бунина, виноваты сами «дикие помещики». Одного из них писатель показывает в рассказе «Байбаки» (1895).
Помещик Яков Баскаков, не задумываясь о будущем, прокутил несколько имений. Он пил и развратничал в зрелые годы, а на склоне лет, утихомирившись, поселился в обедневшей Лучезаровке, где он доживал свои последние годы. «Скоро и следа не останется от Лучезаровки», — таким выводом заканчивает свое повествование писатель.
Если в рассказе «Байбаки» слышится бесстрастный, укоряющий голос автора, то в «Антоновских яблоках» (1900) по всем страницам живописных воспоминаний разлита печаль по счастливо прожитым дням, по старинному дворянскому укладу жизни. Прекрасный художник, Бунин подмечает самые характерные приметы щедрой осени с ее разнообразными переливами красок и с запахами золотого, подсохшего за лето, поредевшего сада. «Запах меда и осенней свежести» незримо присутствует на страницах рассказа. Но из помещичьих усадеб этот запах исчезает. Если что и поддерживало угасающий дух самих хозяев, то только охотничьи забавы.
Впечатление грусти здесь усиливается еще и потому, что рассказ написан от первого лица, от лица рассказчика, вернувшегося в родные места, где проходили его детство и юность. Невольно возникает ассоциация с самим Буниным, когда читаешь: «ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их — запах меда и осенней свежести — переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился и теперь уже гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам».
В отличие от поэтического рассказа «Антоновские яблоки», повесть «Суходол» написана в более сдержанной манере. Роднит же эти произведения то, что они написаны от первого лица.
«Суходол» строится как историческая хроника дворянской семьи Хрущевых. Их история «идет» по нисходящей линии: последний потомок некогда сильного рода опустился до последней черты, потерял всякое человеческое достоинство. Борясь за наследство, родственники готовы были убить друг друга, вместо слов «хватались за ножи и ружья». Чтобы вести споры с позиции силы, они заранее готовили плети.
Бунину хотя и не были приятны эти вырождавшиеся господа, он, тем не менее, сочувствовал им, понимая неизбежность такого хода истории.
Значительным произведением на тему деревенской жизни начала ХХ века стала повесть «Деревня» (1909 — 1910). Здесь правдиво показаны нравы и обычаи села, поголовное пьянство и бескультурье его жителей. Так, в деревне искренне верили в существование домовых и леших. Крестьянин Иван с серьезным видом рассказывает сельчанам о том, как Илья Пророк однажды проломил небо и упал на землю, потому что «дюже был грузен».
В центре повествования — типичная для провинциальной России Дурновка сразу же после революционных событий 1905 года. Мы видим, что кругом беспросветная нищета, даже природа здесь тусклая и невыразительная. Да крестьяне и не замечают ее — что природа, когда нет здоровой воды, «тыщу лет» пьют жители затхлую, болотную воду. Описывая болезненных детей, замученных мужиков, покосившиеся избушки, автор произносит с отчаянием: «Эх, нищета же кругом! Дотла разорились мужики, трынки не осталось».
Только немногие живут в Дурновке благополучно: это пришедшие на смену помещикам и чиновникам кабатчики, лавочники, кулаки, держащие наемных работников. Крупным планом Бунин показывает хозяина — кулака Тихона Красова, обманом, угрозами, изворотливостью добивающегося богатства.
Тихон дальновиден: он своим природным умом догадывается, что прошли времена беззастенчивого грабежа. Больше того, городские волнения напугали героя, заставили его задуматься о будущем. В новых условиях даже работник Тихона, подневольный Жмых, вдруг вспомнил о своем человеческом достоинстве. Хозяин как-то обратился к нему, ночному сторожу, чтобы он поработал и днем, но получил категорический отказ. «Цельную ночь шатался, теперь — кормочку давай», — требует Жмых. По старой привычке Красов попытался прикрикнуть на работника, назвав его сгоряча «старой трындой», на что неожиданно услышал в ответ: «От трынды слышу».
Бунин показывает, что революция не прошла бесследно не только для народа, но и для хозяев жизни, заставив самых мыслящих из них перестраиваться. Красову вместе с помещиками уезда приходилось хорониться в городе от бунтующих крестьян, и никогда не забыть ему перенесенного унижения и страха.
С помощью образа владельца Дурновки, сменившего грубость на внешнее добродушие по отношению к крестьянам, Бунин показывает значение революционных событий в жизни страны и народа. В разговоре с братом Кузьмой Тихон откровенен: «Ты думаешь, я не знал, как меня ненавидят-то… Погоди, погоди, — будет дело, будет!». В итоге герой не стал герой испытывать судьбу и, продав имение, вовремя покинул Дурновку.
Лучшие люди деревни, как стремится показать Бунин, — это люди, несущие в своем облике черты далекой и милой сердцу старины. Таков величественный столетний Иванушка, такова деревенская красавица по прозвищу Молодая. Но этим людям несладко в Дурновке. В нищете и голоде кончает свой век Иванушка, овдовевшая Молодая по прихоти Тихона отдана замуж за нелюбимого ею нищего уродливого Дениску. Мрачной картиной их венчания в метельный зимний день завершается повесть.
И. А. Бунин всегда жил и творил с любовью к России, никогда не порывал с ней внутренних связей. Реалии родной стихии были источником, по словам писателя, «особенно дорогих» ему произведений. Многие из них были посвящены теме России, русскому мужику, умирающей деревне.
Сочинение по литературе на тему: Образ России в творчестве И. А. Бунина
Образ России в творчестве И. А. Бунина