Образ Русской деревни в прозе Бунина


Русская деревня… Как много писателей и поэтов затрагивали в своем творчестве эту тему. Для меня русская деревня ассоциируется прежде всего с именем Бунина и его “Антоновскими яблоками”.
Именно в этом бунинском произведением ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с “ранним, свежим, тихим утром”. Мысли автора постоянно возвращают его к прошлому, в котором остался “большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад” с “кленовыми аллеями”, где можно насладиться “тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…”
Перечитывая бунинское произведение, невольно поражаешься той красоте слова, с которой писатель говорит о ночи в деревне, когда “черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно – синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!”
При всей изумительной конкретности своих наблюдений Бунин стремился, между тем, запечатлеть обобщенный образ России. Каждому из нас с детства врезается в память что-нибудь такое, что потом на всю жизнь остается образом родины. Именно это знакомое всем чувство и передал писатель в рассказе “Антоновские яблоки”.

Бунину запомнилось радостные лица осенью, когда в деревне всего вдоволь. Мужик, с гулом ссыпающий в меры и кадушки яблоки, “ест их с сочным треском одно за одним”.
Чисто деревенские зарисовки, кем уже только ни изображены, у Бунина выглядят как-то по-особенному. Часто такой колорит создается благодаря неожиданным ассоциациям. Он подметил, что поспевающая рожь имеет “матово-серебристый” цвет; белая от изморози трава радужно сияет и так далее.
А как удивительно описывает Бунин деревенских жителей! “Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу – первый признак богатой деревни, – и были все высокие и белые как лунь… Под стать старикам были и дворцы в Выселках: кирпичные, строенные еще дедами”. Добротность, достаток, неповторимый уклад старины – вот она, русская деревня Бунина. Поистине, на редкость заманчива жизнь мужика! Как хорошо косить, молотить, спать на гумне, охотиться.
Еще современники Бунина называли писателя певцом осени и грусти, и с этим невозможно не согласиться. В его рассказах чувствуются едва уловимые нотки необъяснимой легкой и светлой печали. Наверное, это ностальгия по прошлому, по старой России: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть ли не целое столетие… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелко поместная жизнь”!
В изображении деревни Бунин продолжал традиции Николая Успенского, которого так высоко ценил Чернышевский за “беспощадную” правдивость. Еще Горький в свое время указывал, что за Буниным есть особая, никем еще не замеченная правда о русской жизни: “Изымите Бунина из русской литературы, и она потускнеет, что-то утратил от своей прославленной честности и высокой художественности”.
Эта жесткая честность как нельзя лучше ощущается в рассказе “Деревня”. Здесь Бунин просто потрясает читателей безрадостностью картин народной жизни, постановкой серьезных вопросов о судьбе России, бурлящей и кипящей, особенно после революции 1905 года, непримиримыми противоречиями. “Так глубоко, так исторически деревню не брал…”, – писал Горький самому автору.
В рассказе “Деревня” Бунин описывает быт русского мужика с неприглядной, изнаночной точки зрения, с горечью говорит о вековой народной серости и разорении. И по-своему закономерным, хоть и не очень льстящим самолюбием героев, становиться вывод писателя: “Несчастный народ! Что с него спрашивать”!
В данном случае пессимизм Бунина не был клеветой на народ. Эта горькая правда должна была открыть людям глаза, заставить их задуматься: “Что же будет дальше? Куда ты несешься, Русь”?
Образ русской деревни, созданный в этом рассказе, резко отличается от того, что мы видим в “Антоновских яблоках”. От Выселок словно и следа не осталось. Наверное, это связано с тем, что “Деревня была написана значительно позже “Антоновских яблок”, где Бунин отразил образ деревни как отблеск светлых воспоминаний детских и юношеских лет. И мне близка именно такая деревня, где живут старики-долгожители, где весело и шумно справляют престольные праздники и где так упоительно пахнет антоновскими яблоками!



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Образ Русской деревни в прозе Бунина