В романе «Петр Первый» А. Толстой не только воссоздает характерные особенности и главные события эпохи, ее колорит, но и показывает читателю яркие характеры, рисует образы подлинных исторических персонажей, в том числе крупных деятелей.
Одним из таких характеров в романе является царевна Софья. Впервые читатель знакомится с Софьей у постели умирающего царя Федора Алексеевича: «Не плавно, лебедем, как подобало бы девице,- она вошла стремительно». Жесткий, волевой, властный характер рисует автор. Красноречиво о нем говорит портрет Софьи. «Царевна была широка в кости, коренастая, крепкая, с большой головой. У нее хмурое лицо, зеленые мужичьи глаза, сильные мускулы с боков рта. Когда Софья вошла в комнату, где родственники и приближенные ожидали уже неминуемой смерти царя, все насторожились, потому что многого можно было ожидать от решительной Софьи в такой момент.
Единственное, что заставляет думать о Софье как о женщине — это ее любовь к Василию Голицыну, которую та вынуждена была скрывать, хотя ни для кого уже она не была секретом. «Нехорошо было,- без закона, не венчанной, не крученной,- отдавать возлюбленному свое уже немолодое тело»,- отмечает автор. Любовь Софьи горячая, страстная, всеобъемлющая, «неспокойная, не в меру лет; хорошо так любить семнадцатилетней девчонке». У этой любви нет выхода. От ребенка Софья вынуждена была избавиться, и снова пришлось ей тайно встречаться с Голицыным. В разговоре с ним она ведет себя уверенно, властно, за собой оставляет последнее слово. Голицын во всем ей подчиняется, понимая, что спорить с такой женщиной бесполезно, а когда влияние Софьи в царском дворе ослабевает, признается сам себе, что «с бабой прислал себе власть». «Теперь он не скрывался от себя,- сообщает автор,- из запретных тайников вставало тяжелое, нелюбимое лицо неприкрашенной женщины, жадной любовницы,- властная, грубая, страшная… Лицо его славы!»
Царевна жаждет власти и добывать ее она готова любыми способами. Целеустремленная Софья полна решимости. «Пусть кричат меня на царство,- зло заявляет она,- щенка ее спихнуть не побоятся». Царевна готова возглавить самые масштабные перевороты. Властолюбие и жажда славы ослепляют ее, когда она отправляет ослабленное и неподготовленное войско в Крымский поход. Заканчивается он не славой, а позором
Софья яростно борется за власть. Показателен в этом отношении эпизод в Успенском соборе. Ее руки берут поднесенный митрополитом образ «плотно, хищно», и, когда Петр делает попытку отнять его у нее, она даже не оборачивается, не тревожится. Так демонстрирует царевна молодому Петру, что она хозяйка положения.
Софья — организатор хитрых и подлых интриг, она страшна в своем желании добиться трона. Злая, едет Софья усмирять молодого Петра в Троицкую Лавру и неожиданно для себя получает жесткий отпор. Стыд, гнев, злоба сотрясают Софью. Она начинает понимать, что подрастает настоящий противник, что погибель ее недалека, что война почти проиграна. Однако не так-то легко успокоить царевну. Не раз пытается она организовать заговор против Петра, не успокаивается и после заточения в Новодевичий монастырь.
Справедливо сказал о Софье литературовед М. Парный: «Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерзкая. Она является инициатором заговоров и интриг…. Борьба Софьи с Петром дана в романе как непосредственное выражение борьбы старой Руси с подымающейся новой».
Сочинение по литературе на тему: Образ Софьи в романе А. Толстого «Петр Первый»
Образ Софьи в романе А. Толстого «Петр Первый»