Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств — аллегорий, метафор, гипербол, — символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы «Двенадцать».
После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы», в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).
Поэма «Двенадцать» стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме — это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет «страшный мир». Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную обстановку:
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:
Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!
Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом «на брюхе», буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на «льду» революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.
Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.
Вообще, двенадцать — ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Возникает впечатление о «пограничном» числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.
Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:
Эх, эх, без креста…
Но это, скорее, антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: «На спину б надо бубновый туз». Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с «кровавым» флагом. И так идут эти «грешные апостолы» — из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови,
Господи, благослови!
И пес к ним не зря пристал. Пес — символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: «Уйди, штыком пощекочу…», — а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо трудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев — олицетворение новой жизни. Им приходится переступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, «страшного мира». А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: «И от пули невредим, и за бурей невидим, …в белом венчике из роз впереди — Иисус Христос».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»


Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»