ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Мертвые
Души… Это словосочетание можно написать
Без кавычек — и тогда оно будет
Подразумевать не только умерших крестьян,
Усердно скупаемых Павлом Ивановичем
Чичиковым, но и омертвение всех основных
Персонажей поэмы, доказывающих омертвение
Человечества.
Композиция
«Мертвых душ» (последовательность встреч
Чичикова с помещиками) отражает
Представления Гоголя о возможных степенях
Деградации человека. «Один за другим
Следуют у меня герои один пошлее другого»,
— отмечает писатель. В самом деле, если
Манилов еще сохраняет в себе некоторую
Привлекательность, то Плюшкин, замыкающий
Галерею помещиков-крепостников, уже
Открыто назван «прорехой на человечестве».
Создавая
Образы Манилова, Коробочки, Ноздрева,
Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к
Общим приемам реалистической типизации —
Изображение деревни, господского дома,
Портрета хозяина, кабинета, разговоры о
Городских чиновниках и мертвых душах… В
Тех случаях, когда это необходимо,
Предстает перед нами и биография персонажа.
В образе
Манилова запечатлен тип праздного
Мечтателя, «романтического бездельника».
Хозяйство помещика находится в полном
Упадке. «Дом господский стоял одиночкой на
Юру, то есть на возвышении, открытом всем
Ветрам, каким только вздумается подуть…»
Ворует ключница, «глупо и без толку
Готовится на кухне», «пусто в кладовой», «нечистоплотны
И пьяницы слуги». А между тем воздвигнута «беседка
С плоским зеленым куполом, деревянными
Голубыми колоннами и надписью: «Храм
Уединенного размышления»… Мечты Манилова
Вздорны и нелепы. «Иногда… говорил он о том,
Как бы хорошо было, если бы вдруг от дома
Провести подземный ход или чрез пруд
Выстроить каменный мост…» Гоголь
Показывает, что Манилов пошл и глуп,
Реальных духовных интересов у него нет. «В
Его кабинете всегда лежала какая-то книжка,
Заложенная закладкою на четырнадцатой
Странице, которую он постоянно читал уже
Два года». Пошлость семейной жизни —
Отношения с женой, воспитание Алкида и
Фемистоклюса, притворная слащавость речи
(«майский день», «именины сердца») —
Подтверждает проницательность портретной
Характеристики персонажей. «В первую
Минуту разговора с ним не можешь не сказать:
«Какой приятный и добрый человек!» В
Следующую за тем минуту ничего не скажешь, а
В третью скажешь: «Черт знает, что такое!»
— и отойдешь подальше; если ж не отойдешь,
Почувствуешь скуку смертельную». Гоголь с
Потрясающей художественной силой
Показывает мертвенность Манилова,
Никчемность его жизни. За внешней
Привлекательностью скрывается духовная
Пустота.
Образ
Накопительницы Коробочки лишен уже тех «привлекательных»
Черт, которые отличают Манилова. И снова
Перед нами тип — «одна из тех матушек,
Небольших помещиц, которые… набирают
Понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
Размещенные по ящикам комодов». Интересы
Коробочки всецело сконцентрированы на
Хозяйстве. «Крепколобая» и «дубинноголовая»
Настасья Петровна боится продешевить,
Продавая Чичикову мертвые души. Любопытна
«немая сцена», которая возникает в этой
Главе. Аналогичные сцены находим почти во
Всех главах, показывающих заключение
Сделки Чичикова с очередным помещиком. Это
Особый художественный прием, своеобразная
Временная остановка действия: она
Позволяет с особой выпуклостью показать
Духовную пустоту Павла Ивановича и его
Собеседников. В финале третьей главы Гоголь
Говорит о типичности образа Коробочки,
Незначительности разницы между ней и иной
Аристократической дамой.
Галерею
Мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как
И другие помещики, он внутренне не
Развивается, не меняется в зависимости от
Возраста. «Ноздрев в тридцать пять лет был
Таков же совершенно, каким был в
Осьмнадцать и двадцать: охотник погулять».
Портрет лихого кутилы сатиричен и
Саркастичен одновременно. «Это был
Среднего роста, очень недурно сложенный
Молодец с
Полными румяными щеками… Здоровье,
Казалось, так и прыскало
С лица его». Впрочем, Чичиков замечает, что
Один бакенбард был у Ноздрева меньше и не
Так густ, как другой (результат очередной
Драки). Страсть к вранью и карточной игре во
Многом объясняет то, что ни на одном
Собрании, где присутствовал Ноздрев, не
Обходилось без истории. Жизнь помещика
Абсолютно бездуховна. В кабинете «не было
Заметно следов того, что бывает в кабинетах,
То есть книг или бумаги; висели только сабля
И два ружья…»
Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено.
Даже обед состоит из блюд, которые
Пригорели или, напротив, не сварились.
Попытка
Чичикова купить мертвые души у Ноздрева —
Роковая ошибка. Именно Ноздрев
Разбалтывает на балу у губернатора тайну.
Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать,
«почем ходят мертвые души», подтверждает
Слова лихого «говоруна».
Образ
Ноздрева не менее типичен, чем образы
Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: «Ноздрев
Долго еще не выведется из мира. Он везде
Между нами и, может быть, только ходит в
Другом кафтане; но легкомысленно
Непроницательны люди, и человек в другом
Кафтане кажется им другим человеком».
Перечисленные
Выше приемы типизации используются Гоголем
И для художественного постижения образа
Собакевича. Описание деревни и хозяйства
Помещика свидетельствует об определенном
Достатке. «Двор окружен был крепкою и
Непомерно толстою деревянною решеткой.
Помещик, казалось, хлопотал много о
Прочности… Деревенские избы мужиков тож
Срублены были на диво… все было пригнано
Плотно и
Как следует».
Описывая
Внешность Собакевича, Гоголь прибегает к
Зоологическому уподоблению — сравнению
Помещика с медведем. Со-бакевич —
Чревоугодник. В своих суждениях о еде он
Поднимается до своеобразной «гастрономической»
Патетики: «У меня когда свинина — всю
Свинью давай на стол, баранина — всего
Барана тащи, гусь — всего гуся!» Впрочем,
Собакевичу, и этим он отличается от
Плюшкина и большинства других помещиков,
Кроме разве что Коробочки, присуща
Некоторая хозяйственная жилка: не разоряет
Собственных крепостных, добивается
Известного порядка в хозяйстве, выгодно
Продает Чичикову мертвые души, отлично
Знает деловые и человеческие качества
Своих крестьян.
Предельная
Степень человеческого падения запечатлена
Гоголем в образе богатейшего помещика
Губернии — более тысячи крепостных —
Плюшкина. Биография персонажа позволяет
Проследить путь от «бережливого» хозяина
К полусумасшедшему скряге. «А ведь было
Время, когда он… был женат и семьянин, и
Сосед заезжал к нему пообедать…, навстречу
Выходили две миловидные дочки…, выбегал
Сын… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке…
Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с
Ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин
Стал беспокойнее и, как все вдовцы,
Подозрительнее и скупее». Вскоре семья
Полностью распалась, и в Плюшкине развились
Невиданные мелочность и подозрительность,
«…сам он обратился наконец в какую-то
Прореху на человечестве». Итак, отнюдь не
Социальные условия привели помещика к
Последнему рубежу нравственного падения.
Перед нами разыгрывается трагедия (именно
Трагедия!) одиночества, перерастающая в
Кошмарную картину одинокой старости.
В деревне
Плюшкина Чичиков замечает «какую-то
Особенную ветхость». Войдя в дом, Чичиков
Видит странное нагромождение мебели и
Какого-то уличного хлама… Плюшкин —
Ничтожный раб собственных же вещей. Он
Живет хуже, чем «последний пастух
Собакевича». Бесчисленные богатства
Пропадают зря… Невольно обращает на себя
Внимание и нищенский вид Плюшкина… Грустно
И предостерегающе звучат слова Гоголя: «И
До такой ничтожности, мелочности, гадости
Мог снизойти человек! мог так измениться!.,
Все может статься с человеком».
Таким
Образом, помещиков в «Мертвых душах»
Объединяют многие общие черты: праздность,
Пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь
Не был бы, как мне кажется, великим
Писателем, если бы ограничился лишь «социальным»
Объяснением причин духовной
Несостоятельности персонажей. Он,
Действительно, создает «типические
Характеры в типических обстоятельствах»,
Но «обстоятельства» могут заключаться и в
Условиях внутренней психической жизни
Человека. Повторяю, что падение Плюшкина не
Связано прямо с его положением помещика.
Разве потеря семьи не может сломить даже
Самого сильного человека, представителя
Любого класса или сословия? Словом, реализм
Гоголя включает в себя и глубочайший
Психологизм. Этим-то поэма и интересна
Современному читателю.
Миру
Мертвых душ противопоставлена в поэме вера
В «таинственный» русский народ, в его
Неисчерпаемый нравственный потенциал. В
Финале поэмы возникает образ бесконечной
Дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В
Этом неукротимом движении чувствуется
Уверенность писателя в великом
Предназначении России, в возможности
Духовного воскресения человечества.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»


ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»