Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» была написана и поставлена на сцене Художественного театра в 1902 году. Много проблем выводит Горький перед читателем и зрителем. Как, по каким законам жить и выжить в этой жизни? Чем определяются отношения между людьми? Какой моралью руководствуются люди? И есть ли вообще она, эта мораль?
Горький делит своих героев как бы на жителей «верхнего» этажа, «хозяев жизни», и обитателей подвала, людей «дна». Между ними — глубокая пропасть. Хозяева ночлежки — Костылев и его жена Василиса. Это носители «морали господ». Ночлежники — это опустившиеся люди, так называемые деклассированные элементы: здесь и бывший Барон, и бывший Актер, и бывший рабочий Клещ, и бывший телеграфист Сатин. Все они — «бывшие». Но за счет этих «бывших» живут настоящие «хозяева».
«Подвал, похожий на пещеру» они сдают тем, кто выброшен из жизни в силу условий, царящих в обществе. И даже за этот подвал содержатель ночлежки Костылев готов из несчастных и обездоленных постоятельств высосать последнюю каплю крови: «Накинуть полтинничек». И накинет, потому что знает — обитателям дна идти некуда. Зато Костылев постоянно говорит о добре и зле, о любви и сострадании к ближнему.
Темен и мрачен моральный мир Костылевых. На его фоне даже ночлежка кажется светлым местом. Недаром хозяева, обитатели «верхнего» этажа, то и дело спускаются в подвал к жителям «дна», чтобы отвести душу, побыть среди людей.
Даже Костылев, этот столп старого порядка, не может обойтись без, хотя бы видимой, моральной поддержки босяков и нередко льстит им, рассыпается мелким бесом перед ними: «Экий ты ругатель! — говорит он Сатину, — А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»
Но его речам никто не верит. Это сплошное лицемерие. И слова Костылева вызывают либо лютую злобу, либо ядовитую насмешку. Вообще, говоря, Костылев по своей бесчеловечности, порочности, злобности, лицемерию и никчемности — явление уникальное. Даже Василиса, его жена, скажет о нем: «для всех он — яд». Стоит появиться Костылеву, как вокруг него создается своеобразная пустота. На жалобу хозяина Сатину, что Клещ его не любит, Сатин справедливо-равнодушно замечает: «Кто тебя — кроме черта — любит?»
Как не черства мещанская душа Костылева, но и она не выдержала. Костылев настолько растерялся, что поначалу ничего не мог возразить, кроме уморительной фразы о том, что у его жены дядя — полицейский. И довершает удар Лука, морально уничтоживший Костылева прежде, чем Пепел нанесет ему смертельный удар.
Под стать своему мужу Василиса. Это красивая, властная, сильная молодая женщина. Она лишена каких бы то ни было моральных принципов. С циничной простотой и откровенностью, даже не скрываясь, она идет к единственной заветной цели — освободиться от старого мужа, стать полноправной хозяйкой его добра. Эта жестокая и полуразвратная женщина, потерявшая стыд и совесть, подговаривает своего любовника убить мужа. Впрочем, она и сама способна на все, что угодно. Узнав о любви Пепла к Наташе, Василиса пытается сжить соперницу со света, обварив ее кипятком.
Эта женщина творит одно преступление за другим и не чувствует своей преступности. Абсолютно циничная, она не притворяется в любви к ближнему, не говорит ни о совести, ни о чести. В ней, кажется, не осталось даже капли порядочности. Героиня могла бы показаться не совершенно бездушным существом, если бы не ее неуемная жадность, похоть и какая-то нечеловеческая зависть к возможному счастью своей сестры Наталии с Пеплом.
В пьесе «На дне» все происходит наперекор установившимся порядкам: хозяева оказываются в полной зависимости от квартирантов. Ночлежники плохо следят за порядком в подвале. Рассерженная и выведенная из себя Василиса кричит, что если санитары придут и наложат штраф, то она всех выгонит. На эти, казалось бы, реальные угрозы расходившейся и обозлившейся хозяйки Бубнов спокойненько говорит: «А чем жить будешь?» Обитатели ночлежки чувствуют себя в подвале как дома, а хозяев принимают как нежеланных гостей и зачастую даже гонят их прочь, особенно Костылева.
Темен и мрачен подвал. Но еще темнее, мрачнее и страшнее лицо хозяев жизни. И если люди «дна», при всей их испорченности, все еще не теряют человеческого облика, способны на проявление каких-то искренних чувств, то их хозяева — Костылев и Василиса — натуры глубоко порочные и безнравственные. И ничего, кроме чувства омерзения и презрения, они вызвать не могут. Своей пьесой Горький как бы утверждает: общество, породившее таких людей, система власти, оберегающая их, — все это безнравственно, аморально и противно человеческому существованию на земле.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»


Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»