Общественные идеалы Штольца в романе “Обломов”


Штольц изображен Гончаровым как своего рода “новый человек”. Это не крупный чиновник, добившийся “карьеры и фортуны”, каким был Петр Адуев. Это делец, чуждый и дворянской лени, и служебного карьеризма, отличающийся такой активностью и та-Ким уровнем культуры, которые не были свойственны тогда русскому купечеству. Не зная, видимо, где найти такого человека среда русских дельцов, Гончаров сделал Штольца отпрыском полунемецкой, бюргерской семьи, получившим, однако, воспитание у своей русской матери-дворянки и в дворянском университете.
Общественные идеалы Штольца прогрессивны. Это буржуазно реформистские идеалы экономического и культурного развития помещичьей России, основанного на полном хозяйственном осин бождении крестьян, на взаимной хозяйственной “выгоде” в тип усадьбы и деревни, на развитии прикладных знаний и грамотности в народе. По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог”, и старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться и благоустроенные, культурные имения, приносящие доход. Сам Штольц так и стремится управлять имениями Обломова и Ольги.
Таким образом, Штольц, а вместе с ним и автор не отрицают романтических переживаний, как это делал Адуев, но дают им естественнонаучное объяснение. Однако возвышенные стремления Штольца и Ольги

не выходят за пределы личных интересов, им чужда общественная направленность. Вся “философия” жизни Штольца сводится к тому, чтобы “в нравственных отправлениях своей жизни” найти “равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа”.
Таков у Гончарова “новый человек”, который должен “разбудить” Обломова и, спасая его от Тарантьева и Мухоярова, приобщить к жизни и деятельности. Основные события романа и заключающиеся в них конфликты показывают, насколько осуществимы эти возможности. На первый план писатель вновь выдвигает любовные интриги. Он вводит своих главных героев, в любовный конфликт, чтобы самой жизнью испытать, чего стоит каждый из них.
В любовных отношениях с такой женщиной оба главных героя Гончарова, Обломов и Штольц, каждый по-своему, терпят поражение. И это обнаруживает несостоятельность авторских иллюзий в оценке каждого из них.
Когда Штольц впервые, превращая собственное имя своего друга в нарицательное, назвал его паразитическую жизнь “обломовщиной”, точнее “петербургской обломовщиной”, он еще не думал, что эта болезнь неизлечима, что больной безнадежен. Он полагал, что Обломов еще может выздороветь. Роман Обломова с Ольгой показывает, что это не так. По. сравнению с Любонькой и Натальей Ольга взялась как будто бы за гораздо более легкую задачу – возродить опустившегося человека к содержательной и деятельной жизни. Сначала, когда Ольга увлекалась Обломовым только как порученным ее заботам “больным”, основное значение для нее имела первая сторона этой задачи – содержательность его, а вместе с тем и ее собственной жизни.
Но развязка основного конфликта романа имеет и другой, пи лее значительный смысл. Расставшись с Ольгой, Обломов тем самым ушел из-под влияния Штольца. Он поселился в мещанском домике Пшеницыной и живет теперь под темной властью Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только возвращается к споим прежним привычкам – к халату, дивану и т. п. Штольц вновь появляется в романе не только для того, чтобы с грустью видеть это “угасание”, а прежде всего для того, чтобы, став на место Обломова в отношениях с Ольгой, показать в противовес ему свою силу “на широкой арене всесторонней жизни, со всей ее глубиной…”. Так осознает Ольга возможности Штольца, и сам автор как будто бы берется показать их осуществление.
Но и у Штольца есть своя логика характера, вступающая в противоречие с тенденцией автора. Сочувственно отзываясь о жизни Штольца и Ольги в ее исключительной содержательности, автор не может показать ее в живых сценах и не находит для нее убедительных красок, которыми так богато изображение Обломова. Автор только уверяет читателей, что эта жизнь очень богата содержанием, но эти уверения ничем не подкрепляются.
Так, находясь с Ольгой в Париже, Штольц постоянно встречал с ее стороны “глубокие вопросы” или “вопросы, сомнения, требования”. Ему было не легко отвечать на них, но все же “он, с огнем опыта в руках, пускался в лабиринт ее ума, характера…” или “спешил бросать перед ней, с огнем и энергией, новый запас, новый материал!”. Далее, пытаясь нарисовать содержательную жизнь счастливых супругов в их коттедже, автор не пускает туда читателя. Он и здесь довольствуется многозначительными фразами. “Жизнь, – пишет автор, – била ключом, слышался новый вопрос беспокойного ума, встревоженного сердца…”. Они вместе работали “над нескончаемым, задаваемым друг другу материалом…” и т. п. Когда же автору стало явно неловко от своей уклончивости, и он поставил давно назревший вопрос: “Но что же было предметом этих жарких споров, тихих бесед, чтений?” – он ответил на него очень неопределенно и неудачно. “Да все, – пишет он. – Его (Штольца) едва-едва хватало поспевать за томительной торопливостью ее мысли и воли”.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Общественные идеалы Штольца в романе “Обломов”