Особенности повествовательной структуры повести «Долгое прощание» (прерывание авторского повествования внутренними монологами героев, сложная организация хронотопа) предвосхищают дальнейшие пути развития прозы Трифонова. Основные события повести происходят в прошлом, «лет восемнадцать назад», в начале 1950-х годов. Символом наступления нового слоя времени в судьбе героев и города, в театральном и литературном искусстве становится гибель сада (явная отсылка к чеховскому «Вишневому саду»), за сохранение которого отчаянно сражается отец Ляли — Петр Телепнев.
Главным жизненным интересом главного героя — молодого неудачливого драматурга Реброва — является история «Народной воли», нечаевский кружок, судьбы Ивана Прыжова, Николая Клеточникова. «Моя почва — это опыт истории, все то, чем Россия перестрадала», — заявляет Ребров. История придает еще одно измерение художественному времени и поступкам персонажей повести: «…История Николая Васильевича (Клеточникова) была примером того, как следует жить, не заботясь о великих пустяках жизни, не думая о смерти, о бессмертии…»
Способность человека меняться, проживать «несколько жизней» чрезвычайно дорога Трифонову и заставляет его отказаться от категоричных оценок. Образы героев произведения текучи и изменчивы: «Человек не замечает, как он превращается во что-то другое». «Одна жизнь кончилась, другая начинается» — с таким ощущением покидает герой Лялю, молодость, любовь и ревность, тревоги и неудачи. Образ «другой жизни» переходит в замыкающую цикл повесть с одноименным названием.
Героиня повести «Другая жизнь» Ольга Васильевна спустя несколько месяцев после смерти мужа Сергея Троицкого вспоминает свою семейную жизнь. В воспоминаниях она безжалостна к самой себе.
Согласно авторскому определению, эта вещь «о борьбе человека со смертельным горем». «Я поставил перед собой очень сложную задачу: показать душу человека, охваченного большим горем, овдовевшую женщину, которая одновременно и страдает, и чувствует себя виновной, и оправдывается, мучается страхом перед будущим, но в конце концов начинает другую жизнь».
Ольга Васильевна вспоминает, что не могла помочь, когда неудачи обрушивались на мужа одна за другой, как жестоко ревновала к другим женщинам, признается себе в унизительной зависимости от него. Чувство вины многократно обостряет ее страдания.
Трифонов пристально исследует психологию ревности, в глубине которой — чувство страха и стремление во всем контролировать другого человека.
Ольга Васильевна невольно оказывается в числе людей, причастных к гибели Сергея. Ситуация жилищного обмена, ставшая в художественном мире Трифонова своеобразной «черной меткой», связана в «Другой жизни» не только с Климуком, бывшим другом Сергея и самым коварным его врагом («вечно он что-то перестраивал, ремонтировал или же менял квартиры, неуклонно расширяя площадь»). Именно Ольга Васильевна находит общий язык с правнуком знаменитого поэта, фигура которого иронически опровергает идеи Сергея о генетической преемственности поколений: «Ольга Васильевна стала разговаривать с правнуком насчет обмена и давала ему советы, так как сама недавно менялась».
Бессознательное повторение одних и тех же ошибок, бесплодное блуждание по кругу в ожидании избавления от боли и страха одиночества передается сюжетным дублированием. Такими отчетливо параллельными ситуациями оказываются попытки «спасти» Сергея от Дарьи Мамедовны, которая, по представлению Ольги Васильевны, «хотела получить над ним власть», и ссоры с дочерью из-за «восточной красоточки» Даши. Совпадают даже имена и восточное происхождение «разлучниц».
Попытки Ольги Васильевны ограничить жизнь близких своей деспотической любовью, отсечь их от других людей, другой жизни разрушительны. Они противоположны стремлению Сергея Троицкого обрести контакт с окружающим миром, которое сквозит во всех его страстных поисках и увлечениях историей или парапсихологией.
В катастрофическом недостатке пространства для самостоятельного поступка — одна из многих причин драматизма судьбы Сергея.
Сочинение по литературе на тему: Особенности повествовательной структуры повести «Долгое прощание»
Особенности повествовательной структуры повести «Долгое прощание»