Особенности стиля Уайта

Патрик Уайт писатель, чье творчество положило конец мифу о провинциализме и континентальной ограниченности австралийской литературы. Родился в обеспеченной семье, получил образование в Англии – в привилегированной средней школе-интернате для мальчиков и Кембриджском университете. Первые книги Уайта – сборник стихов и два романа на английском материале – увидели свет в Великобритании, В годы Второй мировой войны Уайт служил в британских ВВС. В 1949 г. вернулся в Австралию, где сначала занимался фермерством, затем вел жизнь профессионального литератора.
В романе “Тетушкина история” (1948) ведущая тема творчества Уайта – смирения и мужества перед лицом неотвратимой смерти, страданий человека и жизни вне социальных мифов и самообольщений – впервые прозвучала в полную силу.
В дальнейшем место действия произведений Уайта – романов, рассказов, пьес – Австралия; а само действие наполняется общечеловеческим содержанием и обретает характер притчи. Затерян в австралийской “глубинке” несуществующий на картах поселок Дьюрилгей (“Древо человеческое”,

1955). Австралийский “буш” – девственные чащобы леса и кустарника: там проходит “воспитание чувств” попавшая к аборигенам англичанка XIX в. (роман “Пояс стыдливости”, 1976); туда уходит горстка исследователей, чужих друг другу и несчастных, каждый по-своему, людей, которых собрал и повел к гибели безумец-первопроходец, одержимый идеей то ли доказать Богу, что способен его побороть, то ли внушить самому себе, что он и есть Бог (роман “Фосс”, 1957). Вымышленный среднебуржуазный пригород Сиднея Сарсапарилла и сам Сидней из романов “Едущие в колеснице” (1961), “Амулет” (1966), “Вивисектор” (1970), “Око бури” (1973), сборников рассказов “Обожженные” (1964) и “Какаду” (1974). Для Уайта все это – разные ипостаси того, что он назвал “Великой Австралийской Пустыней”, где такие верховные, в глазах писателя, формы приобщения человека к абсолюту, природе и себе подобным, как любовь, труд, искусство, вера и способность творить добро, подвергаются испытанию и поруганию.
Носители идеала того, что Ф. М. Достоевский называл “положительно прекрасным человеком”. в книгах Уайта, как правило, наделены каким-либо физическим или психическим изъяном, делающим их несовместимыми с каноном, обязательным для образа истинного австралийца в официальной мифологии страны, здорового телом и (нс очень развитым) духом, красивого физически и исповедующего веру в материальное преуспеяние.
Художественное совершенство в раскрытии на письме метафизических проблем бытия человека принесло Уайту Нобелевскую премию по литературе (1973).
Особенности стиля Уайта – сосуществование и сплав разнородных манер и приемов письма – от почти библейской патетики до животного бурлеска, от изощренного внутреннего монолога до уличной разноголосицы, от изысканной метафоричности до простонародной речи, от трагического до смешного в сочетаниях несовместимостей – высокого и низменного, прекрасного и уродливого, жизни и смерти, – которые создают гротеск.
Древо человеческое роман о становлении и путях австралийского семейного рода. “В этой книге я стремился выразить все многообразие жизни, взяв за основу существование двух обыкновенных людей”, – писал автор. Хроника трудов и дней скваттера Стэна Паркера и его жены Эми, их взаимного чувства с его приливами и отливами, смертью и возрождением; истории их детей – непутевого сына, сгинувшего в погоне за “австралийской мечтой”; вышедшей за состоятельного адвоката, но обреченной на бесплодие дочери – такова событийная канва сюжета, развивающегося в хронологических рамках одной, хотя и долгой человеческой жизни: от детских лет Стэна Паркера до его кончины. Стержень этой жизни – труд, который для Паркеров превращается из рутины в ритуал, служение, в котором они обретают свое человеческое достоинство. Роль труда, природных стихий и языка плоти как средств постижения мира главными персонажами и их самовыражения тем более велика, что они фактически лишены возможности выразить себя в речи, слове – и не только по причине необразованности.
Уайт считал, что обычное слово не способно выразить человеческий опыт во всей его непосредственности, полноте и целокупности; что есть верховное таинство бытия, абсолютная гармония, которую человеку дано постигнуть лишь интуитивно, путем озарения, ибо слова, чувства и даже вера тут бессильны. Творческий акт, по Уайту, есть цепь озарений, в которой художнику открывается недоступная обычным людям истина; он передает ее другим – в этом его долг и его оправдание. Надежду на возрождение рода Паркеров, пресекшегося в их детях, писатель связывает с их внуком, мальчиком, в котором пробуждается талант поэта.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

Особенности стиля Уайта