ПЕЧОРИН – МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА

Печально я гляжу на наше поколенье…
М. Ю. Лермонтов.
Исследуя роман Лермонтова “Герой нашего времени”, Бе –
Линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает
Пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо –
Рина “младшим братом Онегина”. Подчеркивая несомненное
Сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье
“Герой нашего времени”: “Различие их гораздо меньше, чем
Расстояние между Онегою и Печорою”.
Некоторые читатели предполагали, что в

лице Печорина Лер –
Монтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства
Автор передал своему герою. Но специально в предисловии к ро –
Ману поэт писал, что Печорин – обобщенный, типичный образ,
“портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего
Молодого поколения”.
Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принад –
Лежал к аристократии Петербурга и также “бешено гонялся за
Удовольствиями жизни”, когда “три дома на вечер зовут”. Он,
Как и Онегин ( может быть, даже в большой степени), богат, со –
Вершенно не нуждается в средствах,
щедр и расточителен. По-ви –
Димому ( как и Евгений), он менял много занятий. “Труд упор –
Ный” был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
Молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятель –
Ности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
Любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит
Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие
Поступки могут навсегда лишить его возможности служить.
У Григория Александровича много привлекательного. Он че –
Ловек начитанный, развитой, интересный и остроумный собесед –
Ник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писа –
Тель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии,
Имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окру –
Жающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастли –
Вым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое де –
Ло ( и любовь тоже ) скоро утомляет и становится скучным.
То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается
Полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему
Неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато
Он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Тать –
Яны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих
Людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает рев –
Ность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В
Гораздо более сильной мере “умение” приносить любящим его лю –
Дям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и
Сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.
Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.
Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные яв –
Ления, связанные с безвременьем, наступившим после декабрист –
Ского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни
Высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в
“Думе”:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не
Могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные усло –
Вия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и де –
Лает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела
“охота к перемене мест”. Мы не знаем, какова дальнейшая судьба
Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжима –
Ется сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. “…
Авось умру где-нибудь по дороге…”,- говорит Печорин на про –
Щанье. Предчувствия не обманули его.
То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь
Уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В
Этом смысле он не только “младший брат” Онегина, но и “брат”,
В более совершенной степени отразивший родовые черты.
Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над
Окружающими, но все-таки остается “умной ненужностью”, так как
Живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина “лишним че –
Ловеком”. Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным,
Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями
19 века.
Возможно, как и Пушкина, Лермонтова тоже “года клонили к
Суровой прозе”. Не случайно же он обращается к жанру романа в
Конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил
Юрьевич продолжал описывать “гордого человека”.
Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный
Дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах
Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и
Манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому по –
Рядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные
Порывы.
Несомненно, что-то от этих романтических героев осталось
И в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжело –
Весной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по
Стечению жизненных обстоятельств Печорина.
Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невоз –
Можно равнодушно читать о том, как погибает гордая челове –
Ческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек
Превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не
Осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем-то связывать
Его с ней.
Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тя –
Гость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


ПЕЧОРИН – МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА