Пер Гюнт – характеристика литературного героя

ПЕР ГЮНТ (норв. Рееr Gynt) – герой драматической поэмы Г. Ибсена “Пер Гюнт” (1866), заимствованный из сборника норвежских народных сказок Асбьернсона. Традиционно П. Г. трактуется как антиромантический герой. В отличие от ибсеновского Бранда, с его “все или ничего”, он – “герой компромисса и приспособления”. П. Г. – натура художественная, творческая. Ни одно дело не удается ему вполне, но во всякую новую авантюру он вовлекается с детским любопытством: в царстве троллей он согласен, чтобы ему привязали хвост, потом с комичной находчивостью готов “объясняться” с обезьянами на африканском побережье. Принятый по ошибке за пророка в арабском племени, он пластично соответствует и этой роли. В каирском сумасшедшем доме признает, что готов быть кем угодно: турком, грешником, горным троллем – лишь бы спастись от его обитателей. П. Г. перенимает троллевскую формулу “будь сам собой удовлетворен”, и поэтому ему действительно никто не нужен: ни мать, ни невеста Сольвейг, ни искусительница Анитра. П. Г.- мечтатель и сочинитель, часто приписывающий себе поступки, которые ему только пригрезились. В нем обнаруживается архетипическое и типическое одновременно. Архетипически он плут, трикстер, с чертами героя национальной мифологии Локи. Болтун и враль, он легко завоевывает доверие людей, он способен к общению с троллями. Типически, по определению

автора, П. Г.- “норвежский норвежец”, наделенный характерными национальными чертами: холодностью, индивидуализмом, замкнутостью. Несмотря на внешнюю общительность, П. Г. совершенно непроницаем внутренне, закрыт для всякого доверительного диалога. Возможно, именно поэтому он так органичен в роли “гражданина мира”, всюду легко и естественно уживаясь. С П. Г. в культуре утверждается миф о герое, идеал которого, пронесенный им через всю жизнь,- “быть самим собой”. При этом суть образа во многом определяется тем, что П. Г. сам не знает, каков он. Опыт странствий по миру, взлеты и падения не искореняют в нем детскости. П. Г.- очарованное дитя перед калейдоскопом жизни. Деревенский враль, болтун-златоуст, которого родная мать способна заслушаться, он оказывается моделью естественного человека, заброшенного в мирскую пучину, из которой он выходит измененным. В отличие от Сольвейг, сохранившей душевную молодость, П. Г. состарился к концу своих странствий, лишился не только молодости, но и радости жизни. Он неузнаваем для всех, кроме Сольвейг, – единственной, кто был способен в юном хвастливом вертопрахе рассмотреть взыскующего, а в усталом старике угадать черты ребенка.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Пер Гюнт – характеристика литературного героя