Пересказ романа Германа Гессе “Степной волк”


Напряженные идейно-эстетические искания движут героями Германа Гессе. Человек для Гессе – одновременно и индивидуальность, и точка скрещения мировых явлений. “Каждый человек – это не только он сам, – пишет Гессе, – он также неповторимая, совершенно особенная, во всяком случае важная и примечательная точка, где мировые явления скрещиваются именно так лишь однажды и никогда более”. Болезни века Гессе изображает как болезни души, противоречия эпохи – как спор человека с самим собой. Герой его романа “Степной волк” писатель Гарри Галлер – странник, мятежная душа. Сюжет романа составляет духовное восхождение героя через внутренний хаос, противоречия, бури к совершенству и гармонии.
Остро ощущая внутреннюю порочность и кризисное состояние окружающей его буржуазной действительности, но оставаясь человеком, далеким от освободительного движения, Гессе искал опору во внутреннем мире личности. Бескомпромиссный противник войны и империализма, он надеялся, что са мосовершенствование личности приведет к обновлению общества. Очевидна иллюзорность таких надежд,, но очевидна так же гуманистическая направленность творчества писателя. Как и герой Т. Манна, герой Гессе, осмысляющий, оценивающий социально-исторические обстоятельства, мало зависит от них духовно. Это сближает его и с героями романтической литературы. Но мысль

Гарри Галлера (как и Ганса Касторпа) обращена не к заоблачной дали, а к противоречиям современности. Роман о “маленьком человеке”, утвердившийся в немецкой литературе конца 20-х – начала 30-х. гг., тоже по-своему связан с романтическими традициями и по-своему их обновляет.
Действительность в нем оценивается с позиций героя, теснимого всем внешним миром. В таком романе заметно влияние русской литературы с присущей ей любовью к “маленькому человеку” и острой тревогой за него – “Шинели” Гоголя, романов Достоевского.
Термин маленький человек в социальном его значении широк и расплывчат. Родовые черты “маленького человека” – социальная униженность, бесправие, отчужденность от общественной жизни. Он верит в честность, человечность, любовь и, стремясь сохранить их от разрушения, пытается укрыться в своем маленьком мирке – в семье, в кругу друзей. Политическая неразвитость “маленького человека” позволяет легко сделать его добычей реакционной демагогии, превратить в винтик фашистского механизма. Но он может также подняться до осмысления противоречий действительности, до гражданской активности, и тогда он перестает быть маленьким.
Немецкая литература издавна проявляла интерес к “маленькому человеку”. Он рисовался как обыватель, мещанин, филистер, вызывая иронию Гете, сатиру Гофмана,, сарказм Гейне. И он. же изображался как труженик с чистой, наивной душой – и Гофманом, и Гейне, и Келлером, и Раабе. Еще в. 80-90-х гг. В конце прошлого столетия появились произведения, отражающие беспощадный трагизм судьбы “маленького человека”, жестоко подавляемого в империалистической Германии (“Мастер Тим-ис” М. Крейцера, “Крестьянин” В. Поленца). На рубеже 20- 30-х гг. XX в., в период напряженной борьбы коммунистической партии Германии с наступающими силами фашистской реакции за влияние в массах, проблема “маленького человека” приобрела чрезвычайную остроту. Ведь оттого, за кем пойдут “маленькие люди”, в значительной мере зависела судьба страны. И то, что этот слой чуть ли не в большей части оказался в сетях лживой нацистской пропаганды, было отнюдь не последним из факторов, способствовавших захвату власти фашистами в 1933 г.
Судьбе “маленького человека” целиком посвятил свое творчество Ганс Фаллада (настоящее имя – Рудольф Дитцен; 1893-1947). На страницах его произведений встает Германия 1914-1945 гг., т. е. поры первой мировой войны, Веймарской республики и господства гитлеризма – времени драматического и жестокого, отчетливо показавшего и идеологическую неустойчивость, и нравственные возможности “маленького человека”.
Фаллада писал об обыденном, каждодневном, житейском, создавал зримые, густо написанные картины нелегкой жизни обыкновенных людей, рассказывал о скромных радостях, даримых отзывчивостью и сердечной теплотой, но также о бедах и слабостях “маленького человека”, о его уступках господствующему режиму. Писатель искал в душе “маленького человека” начала, способные противостоять развращающему воздействию атмосферы буржуазного мира.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Пересказ романа Германа Гессе “Степной волк”