Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода)

Толстой любит Наташу Ростову, поскольку в ней ключом бьет жизнь. Это не положительная героиня, а живая девушка, способная как на взлеты, так и на падения. Повествование о полном перипетий превращении девочки в женщину разворачивается на протяжении всего романа, и рассказ о первом бале играет в этом повествовании не последнюю роль. Он раскрывает нам девушку на пороге ожидания, трепещущую в опасении и одновременно в предвкушении будущего. Мы не узнаем ничего особо нового о натуре героини, так как задача автора в данном эпизоде иная зафиксировать

все самое характерное и лучшее, что есть в Наташе.
Перед балом Наташа не имела ни минуты свободы, поскольку в первую очередь заботилась о нарядах матери и Сони. То, что ей самой предстоит, она осознает только на лестнице дома вельможи. Как прилежная ученица, девушка старается принять подобающий вид, то есть надеть светскую маску, но натура побеждает, и На-ташина непосредственность, естественность (любимая черта Толстого в героине) не дают ей быть похожей на остальных. Сама Наташа, глядя в зеркало, в волнении не может отличить себя от окружающих, но автор подчеркивает ее неординарность, сравнивая с той же Соней: Две
девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Любимый толстовский прием антитезы: одинаковы, а выделяется Ростова.
Первый танец Наташу не пригласили, и она замерла в напряжении, а на лице, как всегда, отражаются все переживания: …глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Прелесть этой девушки в том, что она не может, да и не хочет, скрывать своих чувств. Ее открытость поражает князя Андрея: он давно, а может быть и никогда, не встречал в свете такую естественную, лишенную фальши натуру. Опять прием антитезы: в сравнении с Элен Наташа внешне проигрывает, но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо. Детскость, то есть необычайная непосредственность героини, подчеркивается автором: лицо Наташи освещает счастливая детская улыбка, когда Болконский приглашает ее на тур вальса. Для Толстого улыбка (и глаза) то, что сразу определяет суть человека.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода)