Подорожные дневники Басе

Небольшие по объему (некоторые составляют лишь 2-3 страницы), эти дневники – следствие напряженной творческой работы. Прозаические абзацы отмечаются такой же лапидарностью и вместительностью, как и стихи, с которыми тесно связаны, также трудные для перевода и часто нуждаются в большом количестве комментариев. Предложения, как правило, короткие, каждое слово выверено и нагружено максимумом содержания.
Наиболее известные из подорожных дневников Басе. “Кости, отбеленные ветром в степи” (1684-1685), “Бумаги из дорожной корзины” (1687-1691),

“Тропами Северной Японии” (1689-1694). Из других прозаических произведений Басе особенно отличаются “Записки в хижине Призрачной жизни” (1690) – поэма в прозе, как иногда называют это произведение. В нем поэт рассказал о своей счастливой жизни на протяжении нескольких месяцев в горной хижине на южном берегу озера Бива, неподалеку от городка Дзедзе. Продолжительные странствования, жизнь в разных местах страны давали много для души и ума, но и истощали физические силы.
Стала обозначаться на здоровье и перегрузка от занятий со многими учениками. В начале 1694 г. Басе послал одному из них письмо, в котором писал
о предчувствии своей смерти. В конце осени этого же года поэт прибыл в город Осака, откликнувшись на просьбу двух учеников погостить в них. Здесь он тяжело заболел и в 12-й день 10-го месяца (по григорианскому календарю 28 ноября) умер. На следующий день тело Басе перевезли на лодке туда, где он завещал себя похоронить,- в храм Гитюдзи в Дзедзе. На похороны поэта успели прибыть немного более восьмидесяти человек, то есть лишь немногие из почти двух тысяч его учеников.
Басе не оставил ни одной теоретической работы, в которой бы полно и систематически изложил принципы своей эстетики. Но японские литературоведы, тщательно изучая каждую строку литературного наследия Басе, смогли выстроить довольно стройную систему его эстетики. Помогли здесь и произведения учеников Басе, в которых описаны разговоры с Учителем. Факторами для формирования эстетичных взглядов Басе были, как уже отмечалось, несколько выдающихся явлений дальневосточного искусства и философии. И главным все же необходимо назвать учение дзен с его провозглашением абсолютной ценности всего сущего в мире – вот почему в поэзии Басе не только не отдается преимущество тематике, связанной с человеком, а наоборот, чаще мы видим обращение к вещам, на европейский взгляд незначительным, даже мизерным.
Но это не означает, что Басе умышленно избегал “человеческой тематики” (никакой преднамеренности во взглядах дзенца быть не может),- здесь мы встречаемся просто с другой, по сравнению с европейской, точкой зрения: ценен в этом мире также и человек, но не в первую очередь человек. Конечной целью теории и практики дзен является “сатори” (дословно: озарение, просветление) – интуитивное познание мира, приобщение к высшей истине, достигнутое внезапно и непосредственно при мобилизации всех духовных сил человека.
Именно результатом сатори Басе считал хайку. Согласно учению Басе, идеальное состояние хайку, т. е. внутренние условия для создания хайку, – это исключительно интуиция и полная объективность. Поэт говорил: “Хайку нужно писать, опережая мысль”, а также: “Учись сосне у сосны, бамбуку – у бамбука. Убегай от самого себя. Истины не постичь, если не преодолеть себя. Учись – проникай в предмет, открывай его сущность, ощущай ее,- тогда родится стих”.
Создание хайку Басе рассматривал как осуществление подвига и требовал от учеников вкладывать в свое произведение всю силу души. Незадолго до смерти он сказал: “Каждый из стихов, которые я сочинил за всю жизнь, был написан как предсмертный стих”. Поэзия Басе считается наиболее совершенным воплощением в слове одного из основных принципов традиционной японской эстетики, который называется “саби”, со временем она стала символом “японской красоты”. Спокойная радость одиночества, светлая печаль – так, пусть и не в полной мере, можно охарактеризовать саби. Формально, внешне саби в произведениях искусства проявляется в уменьшении художественных средств, приглушенности красок, ненавязчивости, тихих словах. “Саби – это атмосфера (дословно: цвет) стиха”,- говорил ученик Басе Мукай Керай (1651 -1704). Образцовым в этом отношении считается стих Басе:
Старый пруд!
Лягушка прыгает
Всплеск прозвучит.
Этот стих – будто поэтическая формула жизни: вселенная – движение – следствие. Это яркий пример сатори – интуитивного познания сущности мира. В последние годы жизни (1690-1694) Басе провозгласил и разработал еще один эстетичный принцип – “каруми” (дословно: легкость, тонкость).
Этот принцип предусматривает простоту, прозрачность, легкость, естественность стиха. “Не загромождайте стихи, не ходите вокруг, и тогда у вас выйдет то, что нужно”,- говорил Басе.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

Подорожные дневники Басе