Поэма В. В. Маяковского

Поэма В. В. Маяковского “Облако в штанах”.
С самых ранних стихов Маяковскому была присуща чрезмерная лирическая распахнутость, безоглядная раскрытость. Между лирическим “я” и лирическим героем того периода дистанции практически нет. Лирические переживания настолько напряжены, что, о чем бы он не писал, острые индивидуальные интонации пронизывают всю ткань поэзии. Такова поэма Маяковского с загадочным названием “Облако в штанах”.Сам Маяковский определил ее как тетраптих. Она состоит их 4-х частей. Смысл их таков:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваш строй!
Долой вашу религию!
Ведущий образ поэмы – лирическое “я”, для которого характерна категоричность суждений, бунтарство, независимость. Основной прием, используемый Маяковским, – антитеза; противопоставление всему обществу в прологе вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце. Это дерзкий вызов, характерный для раннего Маяковского (стихотворения “Нате!”, “Вам”).Противостоять всему и не сломаться под силу только мощной личности – отсюда следует прием гиперболизации образа (“Мир огромив мощью голоса, иду красивый, двадцатидвухлетний…”). Диапазон этой личности – два разных полюса: бешеный и нежный (“не мужчина, а облако в штанах”). Так проявляется смысл названия (самоирония), но основное чувство

героя – нежность.
Первая часть – откровенный рассказ о любви. Автор подчеркивает реальность происходящего. психологическое состояние героя передано через его внешнее спокойствие. Внутреннее страдание подчеркнуто переносом слов в другие строчки. “Пожар сердца” сжигает его. Трагедия любви переживается и самим поэтом.
Вторая часть – рассказывает об отношениях героя и искусства. Она начинается с решительного NIHIL! (ничто). Герой отрицает вымученное, вялое искусство, буржуазность, обывательщину. Он призывает взбунтоваться. Это гимн живой жизни, которая ставится выше “я”. Герой готов на самопожертвование (“Душу вытащу… и дам, как знамя…”). Вот истинная цель и назначение поэта и поэзии по Маяковскому.
В третьей части мысль переходит к тем, кого вести под знаменем. Лирический герой берет на себя роль тринадцатого апостола, но от глобальных замыслов возвращается к мыслям о любимой. Это уже мольба о любви. Любимая необходима ему, “как хлеб насущный”. Поэт говорит о своем “в муках рожденном слове”, которое величием своим равно Богу (четвертая часть). В этом кощунство перерастает в бунт против Бога. Главное обвинение – не в социальной несправедливости, а в том, почему он не выдумал, чтоб было без мук “целовать, целовать, целовать…”. Отчаяние героя доходит до иступления. Он выкрикивает богохульства и неожиданно смиряет себя (“Эй, вы, небо! Снимите шляпу!”). Яростно конфликтуя с миром, герой Маяковского обнаруживает свою бунтовскую сущность. Противоречивость, соединение “расхристанности” и нежности обостряет конфликт. Это обрекает героя раннего Маяковского на трагическое одиночество.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Поэма В. В. Маяковского