Понимание роли женщины в обществе у Гоголя

«Красота — одно из имен Божиих», — писал кто-то из святых. Позднее в русской литературе началось много споров о красоте, через несколько десятилетий один из героев Достоевского скажет: «Красота спасет мир», однако Гоголь, воз можно, единственный и то время стал писать о высшей красоте как о проявлении Божественного в человеке («Но вы имеете еще высшую красоту, чистую прелесть какой-то особенной, одной. вам свойст венной невинности, которую я не умею определить словом, но в которой так и светится всем ваша голубиная душа» (т.6, с.16)).
В этой статье нашли особенно яркое отражение слова Гоголя из «Авторской исповеди» о том, что «венцом всех эстетических нас лаждений» в нем «осталось свойство восхищаться красотой души человека»(т.6, с.224).Красота для Гоголя неразрывно связана с христианской добродетелью — чистотой душевной, а все письма представляют собой призыв к милосердию и любви, обращенный именно к женщине. Он изображает свет как больницу, в которой люди «и болеют, и страждут, и нуждаются, и без слов вопиют о помощи, — и, увы, даже не знают, как попросить о ней (т. 6, с.15).
Эти слова перекликаются с другой статьей «Что такое губернаторша». В ней Гоголь пишет: «Друг мой, вспомните вновь мои слова, в справедливости которых, говорите, что сами убедились: глядеть на весь город, как лекарь глядит на лазарет» (т. 6, с,93). Вся статья «Что такое губернаторша» тесно связана с письмом к А. О. Смирновой, чей муж, И. М. Смирнов, в 1845-1851 годах был калужским губернатором. В письме от 28 июля 1845 года н. ст стилю, на написанном Гоголем из Карлсбада, он обращает ее влияние на возможность влияния губернаторши на общество: «…Ваше влияние — на жен чиновников вообще, по мере прикосновения их с жизнью городскою и домашнею и по влиянию их на мужей своих, существеннейшему и сильнейшему, чем все другие власти. Губернаторша как бы то ни было первое лицо в городе.
Благодаря нынешнему направлению обезьянства, с вас будут брать и заимствовать все до последней. без безделицы».(т. 3, с.317). Это утверждение находит отражение и в статье — «Вы первое лицо ж городе, с вас будут перенимать все до последней безделушки, благодаря обезьянству моды и вообще нашему русскому обезьянству» (т. 6, с.93). Гоголь пишет о вреде роскоши и страсти к новым платьям: «Гоните роскошь Не пропускайте ни одного собрания и бала приезжайте те именно затем, чтобы показаться в одном и том же платье…»(т.6, с.93). Об этом он писал и в своем письме к Смирновой: «Смотрите, чтобы вы всегда были одеты просто, чтобы у вас как можно было поменьше платья»(т.9, с.317).
В обоих письмах он советует получше узнать людей города. Б письме, адресованном Смирновой, «Что такое губернаторша», Гоголь просил не отвращаться ни от каких людей: «Не пугайтесь же ивы мерзостей и особенно не отвращайтесь от тех людей, которые вам кажутся почему-либо мерзки» (т.6, с.103).
О том, насколько внутреннюю душевную красоту Гоголь ценил более внешних качеств, говорят слова из его письма к Анне Михайловне Вьельгорской от 29 октября 1848 года: «Вы бываете хороши только тогда, когда в лице вашем проявляется благородное движенье; видно, черты лица вашего затем уже устроены, чтобы выражать благородство душевное…»(т.9, с.440). Эти слова отрицают понятие о красоте, увиденное им в «Толковании на св. Матфея Евангелиста — » св. Иоанна Златоуста: «Для того-то тотчас и истлевает тело, чтобы ты мог видеть в наготе красоту души… Не в теле красота, но красота тела зависит от того образования и цвета, который отпечатлевает душа в существе его…» .
Но такое понимание роли женщины в обществе пришло к Гоголю не сразу. Женские образы ранних его произведений («Вий», «Тарас Бульба») несут в себе лишь соблазн и гибель. Так, прекрасная панночка убивала всех, очарованных ею, а красота полячки приводит к — измене казака Андрия. Образ Улиньки в «Мертвых душах» уже несет в себе те черты, которые нашли яркое отражение в «Выбранных мес тах…». Случайная встреча с нею Чичикова на пути к Собакевичу, описанная в пятой главе первого тома «Мертвых душ» несколько пробуждает героя от его духовного сна, вызывая в нем «чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь» (т.5, с.86-87). Во втором томе поэмы Гоголь так характеризует ее: «…Добрый, даже самый застенчивый, мог разговориться с нем, как никогда в жизни своей ни с кем, и, — странный обман! — с первых минут разговора ему уже казалось, что где-то и когда-то он знал ее…» (т.5, с.245) . Эти слова напоминают нам ту «небесную родную сестру», о которой говорил Гоголь в статье «Женщина в свете». Отзыв Гоголя о Вьельгорской в письме к ней от 29 октября 1848 года «Вы бываете хороши только тогда, когда в лице вашем проявляется благородное движение» можно сравнить с деталью портрета Улиньки («Когда она говорила, у ней, казалось, все стремилось вслед за мыслью» (т.5, с.245).
Впечатление, произведенное ею на Тентетникова, имело и духовный смысл: «Одно обстоятельство чуть было, однако, же, не разбудило Тентетникова и чуть было не произвело переворота в его характере»(т.5, с. 224). Однако Улинька — еще не совершенство. Наиболее полно ее характер раскрывается во второй главе второго тома поэмы. Говоря с отцом, она быстро впадает в «благородный гнев», легко называет его друга Вишнепокромова «пустым и низким человеком», на что неожиданно отвечает ей Чичиков: «По христианству именно таких мы должны любить» (т.5, с.261). Звучит неслучайно в этой главе, в ее присутствии смешная и грустная одновременно история, рассказанная Чичиковым, и как будто к ней обращен скрытый смысл сказанных им слов: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий любит». Так, подобно тому, что говорится в диалоге, описанном в поэме, в письме «Что такое губернаторша» Гоголь пишет Смирновой: «Не отвращайтесь от тех людей, которые вам кажутся почему-либо мерзки» (т.6, с. 10З). И следующая фраза письма несколько перекликается с теми «черненькими и беленькими», о которых говорил Чичиков: «Уверяю вас, что придет время, когда многие у нас на Руси «из чистеньких» горько заплачут, закрыв руками лицо свое, именно оттого, что считали себя слишком чистыми, что хвалились чистотой своей и всякими возвышенными стремлениями куда-то, считая себя чрез это лучшими других»(т.6, с.104).
Возможно, говоря о разочаровании таких людей ь себе и слезах покаяния, автор и указал здесь путь к очищению и совершенству для таких натур, как Улинька, в которых есть стремление к правде, однако нет еще сострадания к погибающим душам, которого искал Гоголь в своих современницах. И лишь в «Выбранных местах…» Гоголь пишет о женщине как христианке. Отвечая на письмо той, которая считала себя недостойной наслаждаться счастьем, когда вокруг так много страданий и бед («Женщина в свете»), он называет ее беспокойство о людях небесным, тоску о них — ангельской, а ту женщину, чьи хотя бы голос и облик смогут повести и исправлению нравов страждущих людей — их небесною родною сестрой.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Понимание роли женщины в обществе у Гоголя


Понимание роли женщины в обществе у Гоголя