«Послушайте!» Вы слышите?.. (Маяковский)

«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Эти строки знакомы почти каждому (многим даже успели надоесть), их цитируют в фильмах, книгах, в обычном разговоре. Рожденные в далеком 1914 году, они уже успели «затереться» в будничной пыли, потерять свою первоначальную свежесть… Эти строки знакомы почти каждому, но мало кто знает, что принадлежат они В. Маяковскому, что начинают его по-маяковски простое «Послушайте!» — стихотворение-порыв — слишком импульсивное, неожиданно лиричное, почти нерифмованное, приоткрывающее глубину
Вечности.
«Послушайте!» Вы слышите?.. Мягкость, нежность, теплота и доверие к нам, читателям, в этом обращении. Писал бы поэт такое стихотворение (нет, такого не написал бы, но все же…) в 1919 или 1924, на нас бы кричало с листа энергичное «слушайте! » Но здесь «послушайте» — словно поэт берет тебя за руку и нашептывает… Нет, мы с вами не верим, что это разговор по душам, с опаской читаем дальше — это же Маяковский… Маяковский, а значит, можно ожидать чего угодно!
Вот, я же говорила! Читайте: «…кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» И это после тепло-спокойных первых четырех строк. Слава богу, что только «плевочки», хотя слово и так режет слух, рушит только что выросшую картину глубокого звездного неба. Чего вы хотите, это же Маяковский… Даже «жемчужина» ничего не меняет. Мы с вами уже поверили, что поэт надел маску романтика-мечтателя, ан нет… С ним всегда надо быть настороже. Дальше…
После лирического начала мы сталкиваемся с динамикой развития мысли, энергией и эмоциальным напором бьют следующие строки. «Врывается», «боится, что опоздал», «плачет», «целует» — целый список глаголов, заставляющих сердце учащенно биться, глоток свежего воздуха, насыщенного гласными «а» да «и»… И опять рядом с возвышенным, как это часто у Маяковского, стоит повседневное, из нашей обыденной жизни: «пыль» (хотя у него целые «метели полуденной пыли» — сама по себе прекрасная находка), слова «боится, что опоздал» чем-то напоминают бег за автобусом, «жилистая рука» бога — тоже простой, знакомый образ, но совершенно расходящийся с представлением о небесном Творце… Динамика еще и в чередовании длинной строки с укороченной до одного слова… «А после ходит тревожный, но спокойный наружно»… — опять мягкая и протяжная «о», а далее «э» смиряют темп повествования. Риторические вопросы замедляют ритм, заставляя нас замереть и подумать, зачем «необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»… Тем самым автор замыкает круг (композиционный круг), очертив взглядом вечно глубокое звездное небо. Повторив вопрос, он оставляет нас наедине с нашими размышлениями…
Для многих в этих тридцати строках есть свое близкое, любимое, значимое. У меня… наверное, пропущенная многими пятнадцатая строка (поэт случайно-неслучайно сделал ее серединной, переломной): «…не перенесет эту беззвездную муку!» Здесь сквозь маску прорывается душа поэта, сама не ведая этого, здесь есть искренность и звон нервной струны: наболевшего, предчувствуемого… Что есть «беззвездная мука» для Маяковского? Пустота вообще или холодность отношений? Отсутствие вдохновения, идей? Отсутствие веры в то будущее, которое вошло в историю под избитым (для нашего поколения) названием «светлое»? Нелюбовь любимой? Крах идеалов?.. Стихотворение — порыв, предчувствие… Будет в его жизни все, а пока, в 1914 году, он пишет стихотворение «Послушайте!».
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают,
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?..
Звезды для него погасли в тридцатом.
«Послушайте!» Вы слышите?..
Емельянова С. 11 класс, 628 женская гимназия, С.-Петербург


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: «Послушайте!» Вы слышите?.. (Маяковский)


«Послушайте!» Вы слышите?.. (Маяковский)