Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы

ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ — стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. (полное название: «Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин»). П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, а апокрифическую версию, согласно которой Адам и Ева «вкусили плода виноградного».
Подобно тому как первые люди нарушили божественную заповедь, так и главный герой П.- молодец, не послушав «учения родительского», пошел в кабак, где «упился без памяти». Нарушение запрета наказано: все одежды с героя «слуплены», а накинута на него «гунка (ветхая одежда.-А. Б.) кабацкая», в которой он, стыдясь случившегося, идет «на чужую сторону». Он попадает там «на почестей» пир, ему сочувствуют и дают мудрые наставления, молодец снова нажил себе «живота больше старого, присмотрил невесту себе по обычаю». Но тут, на пиру, он изрек «слово похвальное», которое и подслушало Горе. Привязавшись к нему, являясь во сне, оно убеждает отказаться от невесты и пропить свои «животы». Молодец последовал его советам, снова «скинул он платье гостиное, надевал он гунку кабацкую». Попытки молодца избавиться от страшного спутника, по совету добрых людей, явиться с раскаянием к родителям ни к чему не приводят. Горе предупреждает: «Хотя кинься во птицы воздушные, хотя в синее море ты пойдешь рыбою, я с тобою пойду под руку под правую». Наконец молодец нашел «спасенный путь» и постригся в монастыре, «а Горе у святых ворот оставается, к молодцу впредь не привяжется».
Д. С. Лихачев характеризовал П. как «явление небывалое, из ряда вон выходящее в древней русской литературе, всегда суровой в осуждении грешников, всегда прямолинейной в различении добра и зла. Впервые в русской литературе участием автора пользуется человек, нарушивший житейскую мораль общества, лишенный родительского благословения», «впервые… с такой силою и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека».
В П. нет реалий, которые позволили бы ее точно датировать, но очевидно, что главный герой — человек XVII в., «бунташной» эпохи, когда ломался традиционный уклад жизни. П. возникла на стыке фольклорной и книжной традиции; ее «питательной средой» были, с одной стороны, народные песни о Горе, а с другой — книжные «покаянные стихи» и апокрифы. Но на основе этих традиций автор создал новаторское произведение, и в русскую литературу «в гунке кабацкой» вошел герой греховный, но вызывающий сострадание — дальний предшественник Мармеладова из «Преступления и наказания».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы


Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы