Повествователь “Войны и мира”: мыслитель, художник, психолог

Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного.
Л. Н. Толстой.
Л. Н. Толстой (1828-1910) знаменит не только как гениальный русский писатель. Весь мир знает этого человека как мощного философа, разработавшего свое религиозно-философское учение, талантливого педагога, активного общественного деятеля.
С детских лет Толстой был увлечен идеей самопознания и нравственного самосовершенствования. С 1847 г. и до конца жизни писатель вел дневник, в котором отразились его напряженные внутренние искания, мучительные сомнения и радостные

моменты обретения смысла. Записи в толстовском дневнике стали “человеческими документами”, во многом – основой его художественных книг.
Первые литературные опыты писателя относятся к 1850 г. Именно с этого времени он работает над автобиографической повестью “Детство”, пишет “Историю вчерашнего дня” – психологический “отчет” об одном из прожитых дней.
Огромное влияние на Толстого как на человека и на художника оказало его участие в Крымской войне (1851). Армейский быт и эпизоды этой жестокой войны послужили источником незабываемых впечатлений для Толстого, дали обильный материал
для военных произведений – рассказов “Набег” (1852), “Рубка леса” (1853-1855), “Севастопольских рассказов” (1855). В них впервые показана “непарадная” сторона войны: “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении – в крови, в страдании, в смерти…”. “Окопная” правда и внутренний мир человека на войне – вот что интересовало писателя в первую очередь.
Первые публикации Толстого вызвали положительные отклики критики и читателей. Одна из самых проницательных характеристик творчества молодого писателя принадлежит перу Н. Г. Чернышевского. В статье “Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого” (1856) критик определил важнейшие особенности творчества Толстого: “чистоту нравственного чувства” и психологизм – внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал “диалектикой души”.
В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ “Люцерн”. Создав в нем образ западной “цивилизации”, он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые здесь была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей – писателей XX в.
Толстой с горечью писал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявляют необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку. Однако заканчивает рассказ писатель абстрактно-философским выводом о “разумности” мироздания: “Бесконечна благость и премудрость того, кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям”.
В 50-ые годы Толстой-художник избегал критики действительности. В этом писатель сознательно шел против течения, считая, что “склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени”. Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: “Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного”.
Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима – она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.
Так, в повести “Казаки” во всей полноте проявился толстовский “руссоизм”. В ней произошло сближение трех тем: “естественного человека”, народной жизни и темы нравственных исканий дворянина. В “Казаках” “фальшивое” светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. “Естественность” для Толстого – основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. “Истинной” жизнью, по его мнению, может быть только “вольная” жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.
В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной “суеты”, он не оставлял работы над новыми произведениями. Так, с 1860 г., когда был задуман роман “Декабристы”, постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. – романа-эпопеи “Война и мир”.
Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. “Мысль семейная” в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и “мысль народная”, проблемы философско-исторические и нравственные.
Роман “Анна Каренина” (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., – новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи “Война и мир”, посвященного изображению “героической” эпохи в жизни России, в проблематике “Анны Карениной” на первом плане оказалась “мысль семейная”. Роман стал настоящим “семейным эпосом”: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении – чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни.
Таким образом, личность Л. Н. Толстого колоссальна по своим масштабам. Он проявил себя не только как талантливый писатель, но и как мощный философ, выдающийся педагог и общественный деятель. Все размышления и нравственные постижения Толстого сконцентрировались в его романе “Война и мир”, где он проявил себя как гениальный мыслитель, художник и психолог.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Повествователь “Войны и мира”: мыслитель, художник, психолог