Прерафаэлитизм

В истории английской культуры второй половины XIX в. влиятельным направлением был прерафаэлитизм. Члены “Братства прерафаэлитов” решительно выступили против идейного и эстетического консерватизма классической школы, против устаревших канонов академической живописи. Идеал прекрасного прерафаэлиты искали в прошлом, ибо в современной буржуазной действительности видели безобразие, особенно после поражения революции 1848 г. В поисках идеала простоты и безыскусности прерафаэлиты обратились к итальянской живописи средневековья и раннего

Возрождения, то есть к искусству художников, творивших до последователей Рафаэля – рафаэлитов, но не до Рафаэля. Отсюда и название направления – прерафаэлитизм.
Прерафаэлиты выразили протест против “красивого”, но не правдивого искусства последователей Рафаэля, превративших принципы великого художника в обязательный штамп. Прерафаэлиты были современными художниками и поэтами, у них появилось несколько ироническое отношение к детски непосредственному, религиозному и мистическому восприятию бытия у художников прошлого. Новое в искусстве прерафаэлитов сказалось в том, что они стремились постичь
тайны жизни, глубины человеческого духа; они обратились к ярким сюжетным мотивам, к символическим образам. Им свойственна романтическая игра воображения, отвергающая все холодное, рассудочное в искусстве. Их привлекала красота человека, особенно красота реальной женщины. Но прерафаэлитам присущи схематичное соединение духовного и материального, натуралистичность избыточных деталей.
Своеобразие творчества представителей этого направления состоит в том, что они как романтики стремились к синтезу искусств, и их талант раскрылся и в живописи, и в литературе. Уже в первом номере прерафаэлитского журнала “Джерм” (The Germ – “Росток”, 1850) был провозглашен принцип единства искусств. Тесная связь между живописью и поэзией особенно рельефно обнаружилась в творчестве Данте Габриэля Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828-1882). Характерными поэтическими жанрами в творчестве Д. Г. Россетти были баллада (“Посох и сума” – The Staff and Scrip, 1851), сонет (цикл сонетов “Дом жизни” – The House of Life, 1870, 1881), драматический монолог в стихах (“Дженни” – Jenny, 1849) и песня. Все эти жанры взаимосвязаны и как бы переходят один в другой, ибо всем им свойственны романтическая приподнятость, мечтательность в образе лирического героя, интенсивность эмоций, сильные страсти и глубокие раздумья о бытии. Система поэтических жанров в творчестве Д. Г. Россетти основана также на всепроникающем живописном принципе. Его картины создавались по литературным мотивам, а стихи включали в себя живописное, “визуальное” начало. Прерафаэлитская живописность заметна и в стихах сестры Д. Г. Россетти Кристины Россетти (Christina Rossetti, 1830-1894) “День рождения” (A Birthday), “Покой” (Rest), “Помни” (Remember) и др.
Прерафаэлиты были поздними романтиками, в творчестве которых впоследствии романтическое начало стало подчас сопровождаться декадентскими нотками.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Прерафаэлитизм