Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник»

…За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство.
К. Ф. Рылеев
Русская литература во все времена и эпохи упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей честной, достойной человека жизни, живущих, как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: «Не стоит селение без праведника».
Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семеновича Лескова заключается в том, что любимейшими, заветнейшими героями его произведений были те, кого он называл «праведниками». Лесков твердо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие. «У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть», — писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых идеей добра, справедливости и жертвенности. М. Горький, которому очень близки были поиски Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Лесков, писал он, это «писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах».
Николай Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как говорили о нем знакомые, отличался «глупым бессребреничеством». Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось оставить гимназию. Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем, несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию «Шкотт и Вилькенс». Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки.
Эти письма прочитал известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их «достойными печати», а в их авторе «прочил писателя». С 1860 года Лесков начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным литератором.
Лесков пришел в литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков, статей. В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской жизни. «Он пронзил всю Русь», — сказал о Лескове М. Горький. Лесков описывает беспросветную, тяжелую жизнь русских крестьян, быт уездного купечества и мещанства, служителей церкви, чиновников. Он писал рассказы по мотивам древних исторических преданий и по документам и воспоминаниям недавних лет — царствований Александра I и Николая I. Особое место в творчестве Лескова занимают образы русского трудового человека, умельца, творца: это иконописцы из повести «Запечатленный ангел», ремесленник-портной из рассказа «Штопальщик» и, наконец, тульский кузнец Левша. В них нашла художественное воплощение вера писателя в творческие силы русского народа.
Лесков описывал современную ему жизнь не с казовой стороны, а в настоящем ее виде, со всеми ее противоречиями, не скрывая темных сторон. Поэтому его произведения не раз вызывали неудовольствие светских и духовных властей, запрещались цензурой.
При жизни Лесков не пользовался такой известностью, как, например, И. С. Тургенев или Ф. М. Достоевский. Но наиболее проницательные современники предвидели его грядущую славу: Л. Н. Толстой сказал, что Лесков — это «писатель будущего» и что «его жизнь в литературе глубоко поучительна».
А. П. Чехов называл его своим любимым писателем и по свидетельству А. М. Горького, говорил, что «многим обязан Лескову». Горький пишет: «На мое отношение к жизни влияли каждый по-своему три писателя: Помяловский, Гл. Успенский и Лесков». Горький называл Лескова «совершенно оригинальным явлением русской литературы», «фантастически талантливым», он писал: «Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров».
Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен посвящением; «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года» и эпиграфом: «Души их во благих водворятся». «Во благих» — в переводе с церковнославянского на русский значит: «среди святых, среди праведников». Посвящением и эпиграфом Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.
В «Тупейном художнике» рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера-«тупейщика» Аркадия — «чувствительного; и смелого молодого человека» и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.
Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 год, его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актеров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актеров, у него играл великий русский актер М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актерами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.
И. Герцен в повести «Сорока воровка». Герцен в своем повествовании строго следовал действительным фактам, изменив только имена действующих лиц. Его повесть была написана во времена крепостного права и обличала его, она была злободневным политическим документом.
Перед Лесковым, когда он писал «Тупейного художника», стояла другая задача. Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но тем не менее эпоха крепостного права все еще довлела над Россией, остатки крепостничества еще сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и бывших владельцев крепостных душ.
«Тупейный художник» написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.
В «Тупейном художнике» Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого, не просто судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.
Прежде всего Лесков отказывается от точной датировки.
— Графов Каменских известно три, и всех их орловские старожилы называли «неслыханными тиранами». И в другом месте рассказа замечает: «В каких именно было годах — точно не знаю, но случилось, что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)».
Для главного замысла рассказа неважно, при каком Каменском служил Аркадий, в какое царствование это было — крепостное право и крепостники, подобные графам Каменским, были во все эти царствования, и Аркадия при любом из них ожидала та же самая судьба. Так писатель подчеркивает типичность описываемого для целой эпохи.
Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый «был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил», второй же «был еще собой хуже».
Совсем иными предстают Аркадий и Любовь Онисимовна. Братья Каменские почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца повествования. Аркадий и Люба, напротив, полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении рассказа.
Аркадий и Люба предстают в рассказе в решительнейший момент своей жизни. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, перетерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут вокруг многие тысячи крепостных, или же восстать против обычаев и законов, попирающих человеческое достоинство, хотя это и грозит им почти неминуемыми «мучительствами» и гибелью. Они выбирают второй путь.
И вот тут-то в Аркадии и Любе начинают раскрываться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часы побега и позже, когда наступает жестокая расплата.
История, рассказанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в «турецкий Хрущук», «куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много наших людей от Каменского бежали». «Турецким Хрущуком» крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII-XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов и России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других «далеких землях». Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.
Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы «Тупейный художник» Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Записками охотника» И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова с полным правом можно назвать «приговором потомства» крепостнической России.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник»


Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник»