Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение” и Н. А. Некрасова “Я не люблю иронии твоей…”


Тема любви – одна из самых традиционных в мировой и русской поэзии. Художники слова в разные эпохи “рассматривали” это чувство со всех сторон, анализировали все его оттенки, нюансы – и создали своеобразную мировую “энциклопедию любви”.
Значительный вклад в ее создание внесли такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Им обоим принадлежат циклы стихотворений, посвященные любимой женщине. У Тютчева это “денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, у Некрасова – “панаевский цикл”, посвященный А. Я. Панаевой.
Мы знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы.
Так, в стихотворении Тютчева “Предопределение” (1851) поэт рассуждает о сущности любви. В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать:
Любовь, любовь – гласит преданье
Союз души с душой родной
Их съединенье, сочетанье…
По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния, всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – “поединок роковой”. Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт

несколько раз повторяет эпитет “роковой”. Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было.
Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший. Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого “нежного сердца” – “изныть”, то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком.
Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами. Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу.
Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами. Это позволяет поэту снизить “жизнерадостность” и “бодрость” произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока.
“Жесткое” сочетание шипящих, звонких согласных и звука “р” в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея…
В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий (недоговоренность). Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого “рокового поединка”. Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.
Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет “роковой” – он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры (“союз души с душой”; “Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье”; “В борьбе двух сердец”; “оно изноет”), другие эпитеты (“с душой родной”, “грустно млея”).
В центре стихотворения Некрасова “Я не люблю иронии твоей” (1850) также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв. Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения.
Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: “Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…”; чувствует, что “Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…” Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения:
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства “кипят сильнее”, однако это своеобразная агония перед смертью, ведь “в сердце тайный холод и тоска”.
Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной. И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,
Нам рано предаваться ей!
Композиционно стихотворение делится на три части (по количеству 5-ти строчных строф). Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа – нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание “прошлой” любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву.
По форме стихотворение представляет собой “внутренний диалог” лирического героя. Вообще, стихотворение очень “личностное” – здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика. Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен.
В произведении присутствует большое количество эпитетов: “застенчиво и нежно продлить”, “горячо любившим”, “ревнивые тревоги и мечты”, “кипят мятежно”, “тайный холод и тоска”. Присутствуют здесь и метафоры: “отжившим и не жившим”, “остаток чувства”, “кипят тревоги и мечты”, “не торопи развязки”, “кипим сильней”. Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: “Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…”
В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале. Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца.
Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным “р” в последней части создает ощущение “бурления”, но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев.
Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова – это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля.
Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы. Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире.
В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность.
Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение.
В синтаксическом плане Тютчев, как более “философский” художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя. Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки.
Кроме того, оба художника используют звуковые средства (аллитерацию) для более полного и “зримого” впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение” и Н. А. Некрасова “Я не люблю иронии твоей…”