Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Заметным явлением русской литературы начала XX
Века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
Ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите —
Ля произвело сочетание предельно реалистического изо —
Бражения людей, достигших последней степени убожест —
Ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
Его правды. Перед глазами публики впервые предстал не —
Виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
Есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
В опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
Низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
Протестом против социальных порядков капиталистичес —
Кого общества и страстным призывом к справедливой и
Спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот
Ее духовная сущность», — так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь —
Ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» — грозный обвинительный акт против несправед —
Ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под —
Вале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жесто —
Ких порядков, при которых человек перестает быть чело —
Веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
Влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро —
Шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца —
Рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
Он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе —
Мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве —
Рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не —
Годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
Тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
И ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо —
Ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
Костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер —
Шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
Чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
Никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший —
Ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
Иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле —
Ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
Помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
Драматург затронул актуальную проблему современности:
Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
Людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
Вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нуж —
Но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби —
Тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу —
Манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
Утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
Искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос —
Корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
Страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос —
Ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем —
Ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
Новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы —
Вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото —
Рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив —
Шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
Жизни.
Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не —
Сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис —
Том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща —
Ясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда больно
Нужна… подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
В нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
Эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет —
Ствовать всякую идею, если она способна утешить челове —
Ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
О последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет —
Ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
Верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
Нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
Уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чер —
Ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки — чер —
Та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
Философия терпения — с философией угнетения, точка
Зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вклады —
Вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
Живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она
Поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе
Хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому
Ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада —
Нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
Разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
Безысходным положением. Этого разрыва не смог выне —
Сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
Лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос —
Тается один выход — самоубийство. Вместо счастливой
Жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий —
Ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель —
Ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото —
Рый лишает их последних сил для борьбы с обществен —
Ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко —
Торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель —
Ной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда —
Бог свободного человека». Он верит в человека, в его
Способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие
От Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
Человек все может, раз, все зависит от его дел и идей. Он
Не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека — значит унижать его неверием в спо —
Собность достичь своего счастья, значит искать поддерж —
Ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста —
Ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
Ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
Звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
Призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда!
Все — в человеке, все для человека! Существует только
Человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Чело — век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
Несправедливые социальные условия низводят его до жал —
Кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
Того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото —
Ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
Боятся правды и не ищут спасения во лжи.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»


Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»