Проблемы нравственности в пьесах А. Н. Островского

Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! А. Н. Островский «Бесприданница» — одно из поздних творений Александра Николаевича Островского. В драме отразились мысли, взгляды, пристрастия, сложившегося художника, его нравственные идеалы. В «Бесприданнице» конфликт основан на доверчивости бедной влюбленной девушки и вероломстве ее богатого обольстителя. Здесь раскрыта драма между зависимой бедностью и всепо-коряющим богатством. Отношения между героями показаны с сюжетной и психологической конкретностью, гораздо яснее раскрыта их реальная внутренняя закономерность, и поэтому они Полны драматического пафоса. Лариса Огудалова — не простая девушка из мещанской среды — Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее ХаРактере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более лУбокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, Равдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. °Добное противоречие было тогда явлением, встречающимся в изни лучших представителей привилегированных слоев «обще — ства». В этих условиях противоречие в характере Ларисы в бежно приводит ее к драматическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя юными черьми, показное изящество и благородство жизни семьи яъ ется не естественным и нормальным состоянием, а искусстве и трудно создаваемой декорацией, служащей средством для v ° ройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хи рость — основной принцип обращения с богатыми людьми сещающими дом. Лариса — младшая, последняя оставшаяся в доме, и матеп надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это и ставит незаурядную девушку в чрезвычайно тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов, среди них немало «всякого сброду» Жизнь в доме похожа на «цыганский табор». Лариса должна не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы эти противоречия были только внешними, Лариса могла бы найти из них выход: встретить и полюбить простого и искреннего человека, уйти с ним из этого «базара». Но противоречие заложено в самом характере девушки. Лариса сама тянется к блеску и благородству жизни, всякая простота и непритязательность оскорбительны для нее. Это ярко проявляется в отношениях с Паратовым и Карандышевым. В провинциальном окружении Ларисы, даже при наличии богатых поклонников Вожеватова и Кнурова, Паратов — человек исключительный. По характеру он не предприниматель и не делец, а богатый избалованный столичный барин. «Заведя дело», он не входит в его «бюджетные» тонкости, потому и разоряется, но и тут не берется за работу, а решает поправить свое положение выгодной женитьбой. Паратов усвоил внешний лоск, который проявляется в смелом, иногда даже в дерзком и вызывающем поведении, в склонности к рискованным поступкам, даже бретерству-Все это выделяет его из общей массы. Его манеры самодовольны и небрежны. Лариса и становится жертвой дворянско-бретерской неотразимости Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убеждение в том, что Паратов навсегда ушел из ее ясиз-ни после первого их сближения, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым, чтобы не стать жертвой лицемерия и продажности. У Ларисы есть и доброе имя, которые она хочет сохранить, выйдя за—еС бесприданницей, но в глубине души Лариса презирает же Карандышев отчасти и заслуживает такого отношения. 00 оплощение честной бедности, оскорбленной богатством. Он пенне ненавидит «цыганский табор» в доме Огудаловых и й атьхх поклонников Ларисы, соблазняющих ее, сорящих яьгами. Он сам как будто стремится к тихой семейной жиз — Но Карандышев не только мелкий чиновник, но и бедный мещик, старающийся благодаря женитьбе упрочить свое об-ественное положение, чтобы затем «баллотироваться в мироые судьи». Ему хочется «повеличаться» с молодой красавицей ясеной, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради его личных достоинств, а не от безвыходного положения. Все это и заставляет Карандышева переоценивать свои возможности — звать важных гостей на скромный обед, кичиться своим положением жениха.
И это делает его предметом шуток и оскорблений. Из такого соотношения характеров главных героев вытекает кульминация и развязка конфликта. Для Паратова ночная поездка с Ларисой за Волгу — прощание с «волюшкой». Для Ларисы — катастрофа всей жизни. Теперь у нее нет ни приданого, ни девичьей чести, и остается или торговать своей красотой, или броситься в Волгу. Лариса и пытается сделать это, но у нее нет нравственных сил преодолеть естественную боязнь мучений и смерти. «Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть! Вот хорошо бы броситься! Ой, ой! Как страшно! Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала! Вот и нет сил! Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная!» Драматург показал, что судьба вмешалась в жизнь и смерть Ларисы, спасая героиню от разврата, к которому толкают ее обстоятельства. Драма оказалась удивительно актуальной и злободневной, Раскрывающей суть извечной трагедии бесприданницы — умной, яРкой, талантливой индивидуальности, становящейся предметом торга. «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. И сейчас убедилась в том, я испытала себя… Я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его…»
А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают «певцом купеческого быта». И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Боль-шовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного «темным царством», стало главной темой творчества Островского.
Не исключение и драма «Гроза». Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль «темного царства» («Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было»), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким в пьесе Островского «Гроза». Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве».
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Катерина отличается от всех представителей «темного царства» глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то «мудреной», «чудной». Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: «Такая уж я зародилась горячая!» Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против «темного царства», которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над «темным царством». Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!»
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Проблемы нравственности в пьесах А. Н. Островского


Проблемы нравственности в пьесах А. Н. Островского