Просветительские идеалы в комедии

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
Этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию
Личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,
Является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между
Чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался
Образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
Фонвизин, «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих
Отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
Государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания
Просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
Отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань
Моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на
Голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и
Поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся».
Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины
Нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство
Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не
Пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются
Радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над
Крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие
Дворяне:
1. «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
2. «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего
Будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
3. «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей
Беглости ума».
4. «…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
5. «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в
Чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
6. «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по
Числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает
Деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
Нужного».
7. «…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого
Зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела:
Есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
Благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на
Свете не знаю».
Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Просветительские идеалы в комедии


Просветительские идеалы в комедии