Пути нравственных исканий главных героев романа “Война и мир”

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстого не случайно многие страницы посвящены психологии героев, их внутреннему миру, нравственным исканиям. Автор сумел рассказать о побудительных причинах поступков человека и сам определил, что понимает под словами “духовный мир” героя: “жизнь сердца и интересы мысли”. Любимые герои Толстого – те, кто мучительно ищет, “что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?”. Такими ищущими смысла жизни людьми

предстают перед нами князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Умственные и жизненные искания героев сближают их, делают интересными друг другу и друзьями, для которых светская жизнь не имеет смысла.
В тот момент, когда мы впервые встречаемся с ними в салоне А. П. Шерер, Пьеру двадцать лет, он только что вернулся из за границы, где прожил десять лет, получил воспитание и образование. Князь Андрей старше на семь лет, женат, “свой” человек в светской гостиной. Но “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Только Пьеру
он радостно улыбается потому, что он единственный там человек, который ведет себя естественно, говорит то, что думает. Болконский видит, что Пьер тянется к нему, доверяет ему во всем и отвечает ему тем же. Андрей раскрывает перед ним самые сокровенные мысли и чувства: признается, что несчастлив, что ведет жизнь, которой недоволен, что мечтает уехать в армию.
Следующая их встреча происходит в Богучарове, когда по дороге из своих южных имений Пьер заехал к Андрею, так как чувствовал душевную потребность свидания с другом. Шел 1808 год. Произошло много событий в жизни каждого из них, во многом они изменились в результате переживаний, страданий, оставивших след в душе.
Князь Андрей, участвуя в военных событиях 1805 года, “почитал свой собственный интерес в ходе общего дела”, храбро сражался под Шенграбеном и Аустерлицем. Последнее сражение в корне изменило его представления о славе и перечеркнуло идеал героя. Он увидел грязь, кровь, страдания и муки людей, познакомился с истинным героизмом батарейцев Тушина, понял, что подвиги совершаются не ради личной славы, а для спасения людей, Родины. Окончательный крах идеи бонапартизма потерпели на Праценской высоте, где раненый князь Андрей увидел объезжающего поле битвы Наполеона, и, еще вчера мечтавший о “собственном Тулоне”, совершенно иначе оценил свой прежний идеал: “так мелочен ему казался сам герой его”.
От большой доли эгоизма князь Болконский освободился под влиянием смерти жены от родов, “он почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть”.
Жизнь Пьера в эти годы складывалась иначе. Он пережил увлечение жизнью “золотой молодежи”, пытался найти счастье в семейной жизни, вступил в общество масонов, колеблясь, но желая поверить в его заповеди и устав. Безухов хочет быть полезным людям, он едет в южные имения, чтобы облегчить жизнь крепостных крестьян (князь Андрей сделал то же в Богучарове). Пьер твердо верит, что “наслаждение делать добро есть единственно верное счастье в жизни”. Его желание жить для других, делая им добро, благотворно влияет на грустное и критическое настроение Болконского.
Под влиянием встречи с Пьером, с Ростовыми (с Наташей в Отрадном), под воздействием желания быть полезным людям князь Андрей возвращается в Петербург, работает над проектом устава армии, а затем в комиссии Сперанского. Его жизнь украсилась любовью к Наташе, истинной дружбой Пьера. Но дела, которое принесло бы князю Андрею удовлетворение, он так и не нашел. Начавшаяся война 1812 года застает его ожесточившимся, неудовлетворенным, несчастным.
Только в условиях единения с народом в войне против захватчиков князь Андрей приобретает душевное равновесие.
В годы, предшествующие войне 1812 года, “в душе Пьера происходила сложная и трудная работа внутреннего развития”, а внешне жизнь его была обычной для богатого хлебосольного русского барина, “кошелек его был открыт для всех”. Пьера мучала неудовлетворенность собой и фальшь “деятельности” масонов. После поездки за границу и выступления перед “братьями”, после вступления в масонство любовника его жены Бориса Друбецкого Пьер мучается и сомневается сильнее, чем прежде, но найти свое место в жизни пока не умеет.
Путь друзей – Андрея Болконского и Пьера Безухова – путь сближения с народом, путь познания народной жизни. Как и вся лучшая часть русского дворянства, в канун Бородинского сражения и после него они приходят к единственно верному суждению о смысле жизни в этих обстоятельствах. Князь Андрей выражает отношение всего народа к врагам: “Надо их казнить”. А Пьер после Бородина говорит себе: “Солдатом быть, просто солдатом”. Под влиянием этих мыслей он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона.
Такими мы видим друзей в войне 1812 года и таков, на взгляд Толстого, закономерный результат нравственных исканий передовых дворян первой четверти XIX века, лучшими представителями которых являются главные герои романа.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Пути нравственных исканий главных героев романа “Война и мир”