Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения

Истоки средневекового мышления восходят к позднеантичной философии. В поздней античности психологические знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии. В них проявился особый интерес к внутреннему миру человека. Прежде в сферу душевных феноменов включались процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, а указания на внутреннюю жизнь как таковую встречались лишь в описании познавательных процессов. Основатель же последней оригинальной системы античности — неоплатонизма — Плотин (205-270) настаивал на необходимости обратиться к внутреннему миру человеческой души. Отличительный признак души он видел в ее своеобразной природе, которая проявляется в знании о себе самой.
Плотин оказал сильное воздействие на Августина Блаженного (354-430) — самого крупного философа эпохи патристики (II-VIII вв.). В этот период происходили оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой неоплатонизм сыграл определяющую роль. Плотин изменил образ мыслей Августина, человек предстал перед ним в ином свете. В своей «Исповеди» Августин утверждал, что по-настоящему проблема всех проблем — не космос, а человек. Принимая платоновское определение, согласно которому человек — это душа, нуждающаяся в теле, Августин через призму религиозной концепции творения, воскресения и воплощения Христа вложил в понятия души и тела новый смысл. Проблема человека интересовала Августина не как абстрактная, а как проблема конкретной личности в ее отдельности и особенности. В учении Августина человек — личность, связанная с Богом, человек — образ и подобие Бога. Не в испытаниях природы и мира, но, углубляясь в душу, мы находим Бога. Будучи образом и подобием Бога, человек обладает волей, которая автономным образом определяет его жизнь. Августин различал две воли — плотскую и духовную. Действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность, она — причина греховных действий. Духовная воля устремлена на жизнь в духе. В процессе осознания несовпадения человеческой воли с Божественной происходит открытие «Я» как личности.
Для Августина воля становится определяющим фактором человеческого существования, все роды деятельности внешних чувств и мышление в своей основе есть волевые акты. Таким образом, среди всех душевных состояний Августин выделил волю, которой приписывал решающую побудительную силу. Признание любого человека личностью явилось прогрессивным достижением Августина. С позиций христианской философии он впервые ясно и четко заявил об уникальности, ценности и свободе личности, ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки.
Главная особенность средневекового периода в человеческой истории заключалась в том, что церковь монополизировала образование и научные знания. В таких условиях философско-психологическая мысль могла развиваться только с религиозных позиций. Все естественное предавалось анафеме. В результате развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Тем не менее некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевой жизни, об обусловленности психических качеств естественными причинами накапливался. Основная заслуга в этом принадлежала таким крупнейшим представителям арабоязычной культуры, как Авиценна (Ибн-Сина) и Аверроэс (Ибн-Рушд). Авиценна (980-1037), наблюдая за нарушениями при ранениях мозга, дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом. Аверроэс (1126-1198) также указывал на теснейшую связь между состояниями сознания и физиологическими явлениями, называя некоторые силы души продуктами телесных органов.
В целом же средневековая психология развивалась в направлении, намеченном Плотином и Августином Блаженным, все более приобретая этико-теологический характер. Полагалось, что мир создан Богом через Сына и ради Сына, и потому все внимание человека было вынесено за пределы человеческого и направлено исключительно к Богу.
В эпоху схоластики (XI-XIV вв.), когда христианские догматы под огромным влиянием философского наследия Аристотеля получили законченное рациональное оформление, изучение душевной жизни также осуществлялось в рамках богословских задач. Эти задачи пытался разрешить великий систематизатор схоластики Фома Аквинский (1226-1274).
Начиная с Фомы Аквинского полагалось, что Бог создал мир не ради славы своей, а для славы человека не затем, чтобы наслаждаться, а затем, чтобы беседовать со своим творением, ибо Слово нуждается в ответном слове, которое требует всего человека. Поэтому, хотя душа самосуща и нематериальна, она получает окончательное осуществление в плоти. Тело свято, как свята душа.
Фома Аквинский (Аквинат) понимал, что философия Платона, которой придерживались Плотин и Августин Блаженный, могла привести к противопоставлению духа и природы, в котором природа выступает как злое начало. Платон, обожествляя душу, сводил тело к темнице и понимал единство души и тела как что-то эпизодическое и негативное. Души отдельных людей стремятся к единому общему разуму, в котором они сливаются. Такая позиция вела к отрицанию личного бессмертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству. Поэтому Фома Аквинский обратился к первому и наиболее глубокому критику Платона — Аристотелю, который реабилитировал единство души и тела, рассматривая его как соотношение формы и материи. Однако, следуя за Аристотелем, он внес изменения в учение о материи и форме.
Душа для Фомы Аквинского выступает формирующим принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи, поэтому она неуничтожима. Однако наряду с чистыми формами в бестелесном мире существуют формы, воплощающиеся лишь в материи. Так, растительные (вегетативные) и животные (сенситивные) функции души реализуются только в теле для деятельности в земной жизни. Человеческая (разумная) душа, с одной стороны, будучи низшей из чистых, бестелесных форм, является бессмертной, а с другой стороны, как высшая из форм, нуждающихся в материи, выступает принципом всей органической жизни. Благодаря этому предназначение и призвание человека состоит в том, чтобы соединить в себе естественное и сверхъестественное, земное и божественное. Об этом свидетельствует процесс познания, который не есть чисто духовный процесс. К Богу, познанию истины можно идти двумя путями: путем веры, откровения — это короткий, непосредственный путь, и путем разума, науки — это длинный путь. В познании истины посредством разума различаются два уровня. Первый уровень образует познание через органы чувств, посредством которых открываются внешние свойства отдельных вещей. Второй уровень познания — интеллектуальный. Интеллект не является актом какого-либо телесного органа, через него познают сущность вещей. Интеллект расширяет человеческое познание, превышает ощущение, так как может воспринимать вещь обобщенно, в ее родовом естестве. Разум от фактов, ощущений приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства.
Фома Аквинский ввел принцип единства человека, в котором отчетливо проступает примат личности над видом. Философ утверждал, что человека надо изучать всего целиком, т. е. в единстве души и тела. Он говорил, что труп (тело) — это не человек, но и привидение (дух) тоже не человек. Человек — это личность. Личность означает то, что есть самое совершенное во всей природе. Аквинат призывал жить в реальном мире, в единстве с природой, которая, будучи творением Бога, есть доброе начало, и стремиться к земному, а не только к райскому блаженству. Разум и возникающая на его основе свободная воля делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Однако в конечном счете, согласно Аквинату, источником свободных человеческих решений является не сам человек, а Бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе. Зло не в утрате рациональности, как думали древние греки, а в неподчинении Богу, в утрате связи с Ним. Тело к злу не причастно. Не тело заставляет грешить дух, а дух порочит тело. Корень зла в порче духа и свободы.
В XII в. зарождается светская опытная наука. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1292), убежденный в том, что знание — сила, во многом предвосхитил мыслителей эпохи Возрождения и нового времени. Он выдвинул принцип конкретного эмпирического знания в области естествознания, утверждая, что есть два пути к знанию: аргументация, которая приводит к выбору, но не избавляет от сомнений, и эксперимент. Р. Бэкон призывал к разработке оптики, механики, инструментария научного познания. Много занимаясь оптикой, он исследовал законы рефракции света, объяснил функции линз, сконструировал очки, изобрел телескоп. Исходя из общих законов распространения, преломления и отражения света, он систематизировал знания о зрительных нервах и зрительном восприятии. Если с помощью органов чувств можно постигать природные истины, познавать тайны тела, то познание души, по Р. Бэкону, под силу только внутреннему опыту, получаемому в свете Божественного. Для познания души необходим особый род вдохновения, некое внутреннее просветление. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном, мистическом опыте.
Поиски новых путей в науке, начатые Р. Бэконом, были продолжены в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), общим пафосом которой стала идея гуманизма. Величайшие итальянские гуманисты А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарка (1304-1374), К. Салютати (1331-1406), Л. Бруни (1370-1444), Л. Валла (1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494) и другие провозгласили самоценность земной жизни, заявили о достоинстве человека. К. Салютати ввел в обиход понятие humanitas, которым он обозначил способность человека совершать добродетельные поступки. Humanitas не дана человеку от рождения, она вырабатывается образованием и жизненным опытом, она есть результат упорного труда, работы души, в том числе и в процессе изучения гуманитарных дисциплин — studia humanitas. Эти дисциплины (поэзия, риторика, история и философия) изучают человека с точки зрения его общих особенностей и поэтому способствуют его общему развитию и возвышению, формированию его духовной природы.
Предельные основания для признания самоценности земной жизни человека стремились найти Н. Кузанский (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600). Человек, как и всякая вещь, утверждал Н. Кузанский, есть микрокосм, он содержит в свернутом виде весь мир. Обладая разумом и сознанием, человек включает в себя образцы всех вещей, как действительных, так и возможных, человек предназначен для творчества. Через творческую деятельность своего ума человек как бы уподобляется Богу.
До открытия Н. Коперника (1473-1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом, человек мыслился несомненным центром всех связей мирового целого. С появлением гелиоцентрической концепции Н. Коперника ситуация изменилась. Так, М. Монтень (1533-1592) заявил, что человек не является центром мира, а Дж. Бруно признавал человека частью природы. Как конечное земное существо, человек обладает смертной душой и должен осознавать неизбежность личной смерти. Только разумная часть души может быть бессмертной. Человеческий разум — это «живое зеркало» — способен, преодолевая конечность его носителя, охватить мир единым взором и путем озарения, созерцания и некоей интеллектуальной интуицией постичь бесконечную Вселенную. Безграничная любовь к бесконечному, которая отличает подлинных мыслителей, поэтов и героев и которая возвышает человека над размеренной повседневностью, уподобляет его Богу.
Важнейшей особенностью Ренессансной эпохи является возрождение естественнонаучного направления и развитие таких его областей, как медицина, анатомия и физиология человека. Уроженец Швейцарии, философ и врач Теофраст Гогенгейм, известный под именем Парацельса (1493-1541), медицину считал всеобъемлющей наукой, поскольку она заботится о благе человека. Процессы, совершающиеся в человеческом организме, он сводил к химическим соединениям и превращениям трех начал: ртути, соли и серы. Ртуть соответствует духу, соль — телу, а сера — душе. Все свойства тел Парацельс объяснял различной пропорцией в них этих трех начал. Отклонение от нормального соотношения ртути, соли и серы обусловливает болезни. Так, излишнее содержание серы вызывает лихорадку, а соли — водянку. Поскольку всю природу Парацельс населял духами и демонами, то задачу медицины он видел в том, чтобы восстановить нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем — верховным жизненным духом всякого существа. Парацельс был убежден в том, что, воздействуя магическими приемами на архея, можно управлять материальными процессами.
Несмотря на магико-мистическую форму новой теории Парацельса о природе человеческого организма и методах лечения болезней, его деятельность стимулировала изучение анатомии и физиологии человека. «Колумбом человеческого тела», отцом научной анатомии стал нидерландец А. Везалий (1514-1564) — автор фундаментального труда «О строении человеческого тела», пришедшего на смену анатомии Галена. Ценные указания по вопросам кровообращения были даны испанским врачом М. Серветом (1511-1553). С выходом в свет книги английского ученого В. Гарвея (1578-1657) «О движении сердца и крови» было положено начало физиологии как науки.
Так постепенно составлялись представления об анатомо-физиологических основах человеческой психики и создавались предпосылки для развития психологии вне рамок учения о душе.
Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который считается основателем опытной науки нового времени, отказался от изучения души как особого предмета и призвал перейти к эмпирическому описанию ее способностей: ощущений, восприятий, интеллекта, воображения, памяти, желаний, воли. Тем самым Ф. Бэкон подготовил предпосылки развития психологии в рамках философских учений о сознании.
В 1590 г. немецкие схоласты Р. Гокленкус и О. Кассман впервые ввели термин «психология».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения


Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения