“Революцией мобилизованный и призванный”…(образ поэта в лирике В. В. Маяковского)

Многие критики периода “перестройки” обвиняют В. Маяковского в излишнем эгоцентризме, особенно ярко проявляющимся в его ранних произведениях. Об этом, на первый взгляд, свидетельствуют и заголовки стихотворений, таких как, например, “Я”, “Я и Наполеон”. В стихотворении “Кофта фата” он пишет:
Я брату солнцу, нагло осклабившись…

На глади моря мне хорошо грассировать…
В поэме “Облако в штанах” лирический герой возвеличивает себя до звания “пророка”: “А я у вас – …предтеча…”
И это далеко не полный список стихотворений, в которых поэт без стеснения выдвигает на первый план свое “Я”. Но, если глубже проникнуть в “страну поэта”, то есть в его внутренний мир и условия, в которых складывался этот мир, то можно легко обосновать его так называемый “эгоцентризм”.
Во-первых, следует сказать, что “я” лирического героя и “я” Маяковского стоят на одной ступени, так как поэт не считал нужным прикрывать свое лицо литературными масками. Поэтому его произведения можно считать своеобразными поэтическими дневниками, в которых он отражал современную ему действительность и становление своей собственной личности.
Во-вторых, необходимо помнить, что ранний Маяковский – это выходец из цеха футуристов, которые утверждают свое творчество “центром вселенной”,

не признавая ни своих предшественников – классиков, ни современников, настроенных против футуризма. Под влиянием такого понимания искусства у Маяковского и появляются произведения, утверждавшие его обособленность от общей массы.
И, наконец, в-третьих, все его дальнейшее творчество, отделившееся от монополии футуризма, свидетельствует о переосмыслении образа “я”, перешедшего постепенно в образ “мы”.
Таким образом, рассмотрев в общих чертах становление поэта, можно перейти к его образу, созданному Маяковским в лирике.
Как уже отмечалось выше, образ раннего лирического героя – это поэт, не находящий еще пути слияния с людьми. И хотя, обращаясь в поэме “Облако в штанах” к людям, он говорит: вы мне всего дороже и ближе, – найти понимания среди них он не может, потому он “идет один рыдать”, или предлагает скрипке жить вместе, потому что в ней находит друга:
Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
Я вот тоже
Ору
А доказать ничего не умею!
Поэт отождествляет себя с Христом, которому только и остается “осмеянному” “на каждой капле слезовой течи” распять “себя на кресте”.
После Октябрьской революции образ поэта в лирике Маяковского трансформируется, это связано с тем, что Маяковский осознает тот путь, который позволил ему в дальнейшем стать гармоничной частью того “мы”, к которому он стремился. Путь этот – провозглашение революции, как возможности обрести счастье в новом, гуманном обществе, свободном от угнетателей – буржуев. Во вступлении к поэме “Во весь голос” поэт так напишет о себе:
Я,…
революцией
мобилизованный и призванный.
С этого времени поэт становится активным борцом за создание социалистического будущего. Образ “пророка”, сошедшего к людям с неба, как бы возвышавшегося над ними, сменяется образом поэта-рабочего, рядового революции, которому не нужны памятники из “бронзы многопудовой” или из “мраморной слизи”. Он, сливаясь с пролетарской массой, стремится к единой с ней цели:
Пускай нам
общим памятником будет
построенный в боях социализм.
Поэт – это воин, разворачивающий “порядок… страниц войска” против врагов “рабочего громады класса”. Его труд – это труд ассенизатора, вычищающего “шершавым языком плаката” всяческие нечистоты, оставляемые на теле “нового” общества его врагами.
Таков образ поэта – общественного деятеля. Но есть и еще одна сторона жизни лирического героя – это образ поэта-лирика, не чурающегося земных, человеческих чувств.
В “Письме Татьяне Яковлевой” Маяковский напишет:
В поцелуе рук ли, губ ли,
В дрожи тела близких мне
Красный цвет моих республик
Тоже должен пламенеть…
Эти строки воссоздают облик поэта во всей его полноте, Маяковский проводит здесь мысль о том, что даже личное и интимное не может существовать в отрыве от общественного.
В стихотворении “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” поэт пишет о том, что им руководит при создании стихов. Ответ прост:
Любовь
гудит про то,
Что опять
в работу пущен
Сердца
выстывший мотор.
И опять здесь звучит тема неотделимости личных переживаний поэта от переживаний за тех, кому нужна поддержка. Поэт, по мнению Маяковского, творит не только для “двух влюбленных”. Он должен подымать, вести и влечь тех, которые “глазом ослабли”,
Чтоб вражьи головы
спиливать с плеч
хвостатой сияющей саблей.
Таким великим и гуманным человеком, посвятившим всю свою жизнь, общественную и личную, служению во имя идеала человеческих отношений, изображает Маяковский поэта.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
“Революцией мобилизованный и призванный”…(образ поэта в лирике В. В. Маяковского)