Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”


При каждом слове поэмы читатель может говорить:
“Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!”
Этот русский дух ощущается и в юморе,
И в иронии, и в выражении автора,
И в размашистой силе чувств,
И в лиризме отступлений…
В. Г. Белинский
Я знаю: если я сейчас раскрою “Мертвые души” наугад, то томик привычно раскроется на 231 странице…
“Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!” Это – любимое. Сто раз прочитанное и перечитанное. Поэтому томик всегда сам раскрывается на 231 странице…
Почему именно это? Почему не такое: “Эх, тройка! ”
Или: “Боже, как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!” Или… Нет, все-таки это. Вот он. Гоголь, объятый “могучим пространством”

Руси, что “страшною силою” отразилось в его глубине… А какую же глубину дал бессмертный писатель словам, в которых отразилась вся его “сверкающая, чудная, незнакомая земле даль…”. Это и есть та “непостижимая связь” между талантом и землей, взрастившей этот талант. “В “Мертвых душах” везде ощущаемо и осязаемо проступает его субъективность… которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем…
.. Преобладание субъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и освежительными волнами охватывает душу читателя…” (В. Г. Белинский).
Читая лирические отступления (да и не только их, а всю поэму) в первый раз, не зная имени автора, с уверенностью скажешь: “Писал русский”. Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли, о какой пишешь! Истинно русская (плавная, немного с грустью, богатая самыми тонкими оттенками настроения) поэзия. Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В “Мертвых душах” Гоголь стал “русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова” (В. Г. Белинский). Поэт? Поэма? Да. Поэт. И поэма. Гоголь не зря назвал свое детище поэмой. Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим “я” в ход повествования.
Отступления в “Мертвых душах” представляют большую ценность. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыражения автора, уместностью в том или ином контексте.
Гоголь иронически рассуждает о “толстых” и “тонких” представителях дворянства, о “господах большой руки” и “господах средней руки”, говорит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается в сюжет произведения.
Помните начало шестой главы? “Прежде, давно, в лета моей юности…” Помните: “… О моя юность! о моя свежесть!”? А через несколько страниц: “У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру… Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины” и “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!”), что в начале одиннадцатой главы, кошмарным диссонансом звучит: “Держи, держи, дурак!” – кричал Чичиков Селифану. “Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. – Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!” Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев “Мертвых душ”.
Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в лирических отступлениях выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Из этих коротеньких отрывков можно вынести столько душевного тепла, столько любви к родному народу и всему, им созданному, столько умного и нужного, сколько не вынесешь из некоторых многотомных романов.
Гоголь вытащил на страницы книги “всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глубину повседневных характеров…”. Гоголь крепкою силою неумолимого резца выставил выпукло и ярко на всенародное обозрение скучные, пошлые мелочи жизни и высмеял их должным образом.
А вот – дорога. Такая, какой рисует ее Гоголь: “Ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений…” Честное слово, так и тянет собраться и отправиться в дорогу. Но теперь путешествуют немного иначе: поездом, самолетом, автомобилем. Только мелькали бы перед глазами степи, леса, города, полустанки, сверкающие под солнцем облака.
Несется Русь, вечно движется к лучшему. Она уже прекрасна, Русь, но есть ли предел у лучшего, есть ли предел у мечты человеческой? И знакома ли нам теперь эта “незнакомая земле даль”? Во многом знакома. Но много еще у нее далеко впереди, чего уже мы не увидим.
Невозможно разобрать каждое лирическое отступление в отдельности, невозможно в коротком сочинении дать оценку каждому отрывку: в “Мертвых душах” множество и больших, и немногословных авторских отступлений, оценок, замечаний, каждое из которых требует и заслуживает особого внимания. Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим одну из черт дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получаем возможность нарисовать образ истинного гуманиста, писателя-патриота.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”